Баня в живописи русских художников: фото-подборка

Баня в картинах русских художников

Василий Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани, 1870

Киевский музей русского искусства

Баня имела для русских особый смысл, мыться и париться ходили лишь в определенные дни, были свои правила. Один из главных поводов сходить в баню была предстоящая свадьба. Кроме того, в бане можно было провести полдня, не только парясь, но и выпивая и закусывая. На картине Перова видно, как ведут под руки разомлевшую невесту, которая в мечтах даже забыла узелок с одеждой.

Казимир Малевич. В бане, 1910-11

Даже у создателя супрематизма и «Черного квадрата» была своя интерпретация бани. Уже в этом графическом рисунке на простую бытовую тему художник ищет свой стиль и «играет» с формами, отказываясь от четкого отображения действительности.

Зинаида Серебрякова. Баня, 1913

Амазонка русского авангарда в свойственной времени модернистской манере поет гимн женственности и женским формам. Женщины на ее картине – простые крестьянки и каждая из 11 заняты своим делом. Это довольно масштабное полотно 135 × 174 см, над которым художница работала в течение 2 лет, делая множество эскизов.

Борис Кустодиев. Русская Венера, 1926

Нижегородский государственный художественный музей

Название картины говорит само за себя. Главный купеческий бытописатель России, Кустодиев изобразил идеал русской красоты по версии начала XX века.

Александр Герасимов . Деревенская баня, 1938

Тамбовская областная картинная галерея

Придворный живописец Сталина был автором таким эмблематичных советских картин как «Ленин на трибуне» и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Однако у него были и «непарадные» работы, где отражен его талант живописца. Одна из них – внешне вполне советская жанровая сцена в бане – и все же женские фигуры на ней почти что рубенсовские.

Аркадий Пластов. Весна, 1954

В советском официальном искусстве практически не было обнаженных тел, поэтому картина Пластова – очень смелый эксперимент. На большом полотне 210 × 123 см нагая девушка одевает ребенка после бани.

Владимир Стожаров Баня. Стирающая женщина. Этюд. 1960

У бытописателя русской жизни Стожарова помимо храмов, деревенских сюжетов и натюрмортов с лаптями была и серия этюдов на тему бани. Женщины на этих рисунках лишены эротизма и занимаются обыденными вещами – моют голову, сидят в простых позах или стирают.

Федор Самусев. После бани. 1960

Для многих советских художников – банные сюжеты были достойным поводом упражняться в рисовании обнаженной натуры. Как правило, студенты художественных училищ также отрабатывали банную тему.

Алексей и Сергей Ткачевы. В бане, 1974

Братья Ткачевы написали целую серию работ на тему бани – зимней и летней, изображали людей после бани, обтирающихся снегом или лежащих в парной. На этой картине – уже классический сюжет, женщина моет ребенка в бане.

Юрий Пенушкин. Из бани, 1975

Художник провел детство, украдкой наблюдая, как распаренные женщины выходили из бани, набирали воду и заходили обратно. Поэтому это таинство он называет настоящим «русским чудом».

БАНЯ В ЖИВОПИСИ

БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 – РУССКАЯ БАНЯ. КЛАССИКА)

Эта тема, вообщем-то, не раз возникавшая в Дневниках Ли.ру, появилась в моем Дневнике по трем причинам.
Во-первых, банную папочку собираю давно, периодически теряя картинки и вновь их собирая.
Во-вторых, только недавно обнаружил, что у Высоцкого бане посвящено те только “протопи-ка мне баньку по-черному”, но и еще несколько стихотворений.
А третья причина банальна – это ежегодное веерное отключение горячей воды, которое в столице начинается традиционно с моего района.
Я подумал, что картины классиков прошлых веков плюс стихи Высоцкого будут смотреться вместе не дурно.

Читайте также:
Чем обеззаразить баню - инструкция от специалиста

Баня (байня, байна) – паровая, русская баня, строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару. Нынешнее слово баня возникло от с итал. bagno, встарь баню называли мыльня, мовня, лазня. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.
Банить на старинном южном диалекте означает мыть, чистить водою.
Важнейшие части бани:
1. Калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами
2. Полок с приступками и подголовьем, на котором парятся
3. Лавки вокруг стен, на коих моются
4. Чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене
5. Шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки.

Словарь Владимира Даля

Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.

Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.

З.И. Летунов Русские бани.

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих –
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, –
Это – словно возврат первородства,
Или нет – осушенье болот.

Все порок, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор –
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, – испарится
И поднимется вверх, к небесам, –
Ты ж, очистившись, должен спуститься –
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, –
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых – стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь – подобие райского сада, –
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь –
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, –
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, –
Лей на нас свою воду святую –
И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Плотников В.А. В бане 1898 г.

Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.

Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной – и все позади, –
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Я от белого свету отвык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди – профиль Сталина,
А на правой – Маринка анфас.

Читайте также:
Чем отличается пенопласт от экструдированного пенополистирола

Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Я от белого свету отвык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: “Пособи!” –
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Я от белого свету отвык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось – я зря им клеймен, –
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Чтоб я к белому свету привык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Ковш холодной развяжет язык.
Протопи. Не топи. Протопи.

Владимир Высоцкий
1968 г.

Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.

Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.

Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.

В. Тихов В бане 1910 г.

Александр Самохвалов После бани. 1927 г.

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!
Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но – вопи.
Топи! Только баню мне как хочешь натопи.

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!

Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей – лось.
Молчи! У меня уже похмелье кончилось.
Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!
Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!

Купи! Хоть кого-то из охранников купи!
Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но – вопи.
Топи! Эту баню мне как хочешь, но – топи!

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Николай Фешин В бане 1923 г.

Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.

Александр Герасимов Баня 1938 г.

А.Герасимов Русская баня.

А.Герасимов Русская баня 1939 г.

Прошу прощения заране,
Что все, рассказанное мной,
Случилось не на поле брани,
А вовсе даже просто – в бане,
При переходе из парной.

Неясно, глухо в гулкой бане
Прошла молва – и в той молве
Звучала фраза ярче брани,
Что фигу я держу в кармане
И даже две, и даже две.
.

От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
.

О вы, солидные мужчины,
Тазами бить запрещено!
Но обнаженностью едины
Вельможи и простолюдины –
Все заодно, все заодно.

Тазами груди прикрывая, –
На, мол, попробуй, намочи! –
Ну впрямь архангелы из рая,
И веники в руках сжимая,
Держали грозно, как мечи!

Читайте также:
Вязание мочалок для бани крючком - схемы и пошаговая инструкция

Рванулся к выходу – он слева –
Но ветеран НКВД
(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)
Встал за спиной моей. От гнева
Дрожали капли в бороде.

С тех пор, обычно по субботам,
Я долго мокну под дождем
(Хожу я в баню черным ходом):
Пускай домоется, чего там –
Мы подождем, мы подождем!

Владимир Высоцкий
конец 1972 г.

Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.

Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.

Женщины в картинах знаменитых отечественных художников (120 картин)

Нет ничего лучше для русского человека, чем русская баня. Не многие знают, что русская парная — одна из популярных и известных бань в мире. Во многих уголках мира есть любители этого занятного вида отдыха. Тому есть логическое объяснение. Целебные свойства, воспетые с давних времен, все больше и больше привлекают любителей попариться. Самое главное, что нет никаких ограничений по возрасту. Испокон веков люди парились, как изобразил Е.М.Корнеев на картине «Русская баня», написанная 1812 году.

Особенности русских парных

В последующем парная вошла в обиход и стала национальным символом, объединяющим за этим делом людей разного характера, профессии и вероисповедания. Художник Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года запечатлел этот момент. Многие другие знаменитые художники и артисты не прочь были попариться и омолодиться и душой, и телом. В современном обществе русская парная распространена в сельской местности, но в городах потихоньку развивается движение за здоровую жизнь, а вместе с ним и русские парные.

Как не упомянуть искусство массажа вениками? Искусство потому что мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане.

Варианты русской бани

Как говорили предки, происходит очищение души и тела. Конечно, помогает во многом и природа наша матушка, как же без лекарственных растений и трав. Хорошо получилось изобразить истинно русскую деву после парилки у художника Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года.

Согласно исследованиям, парная выводит из организма:

  • шлаки;
  • лишнюю воду;
  • токсины;
  • забирает усталость и стресс.

Как показал Аркадий Пластов на картине «Весна» 1954 года, самой главной особенностью, которой обладает русская парная – это, конечно, сама конструкция. Испокон веков парную строили из сруба деревянного, что дает колоссальный эффект во время банного процесса. О нашей русской бане писали многие иностранные путешественники.

Традиционную русскую парную делят на три вида:

  1. по-черному
  2. по-белому;
  3. внутри печи.

Бани и сауны в живописи

Интересное про сауны

Красивые фото в саунах Н. Новгорода

Парная по-черному

Традиционная парная называлась «по-черному» и была жаркой и дымной. В углу бани помещали каменную печь, которая сильно натапливалась и коптила. На полу, чтобы не обжечь ноги, накидывалась солома, так как пол сильно нагревался. Вдоль стен делались топчаны-полки, на них ложились либо садились любители пара, наслаждаясь ароматным вкусным квасом и запахом соломы.

Читайте также:
Липовый веник для бани - польза, заготовка, как правильно запаривать

Квас играл немалую роль, так как им периодически поливали жаровню, и парная наполнялась ароматом напитка, а воздух становился более влажным. Из-за открытого очага жар прогревал не только камни, но и деревянные стены. Дым при этом выходил через отдушину в потолке либо через дверь. Обычно присутствовал котел для воды горячей и каменка из камней. Протапливали баню дровами предпочтительно лиственных пород. З.И. Летунов в своей работе «Русские бани», отразил всю суть тех времен.

Бани и сауны в живописи

Интересное про сауны

Красивые фото в саунах Н. Новгорода

Парная внутри печи

Слово «лазня» на украинском языке пошло от еще одного вида парной – это баня внутри печи. Печь имела большой размер, чтобы в нее можно было влезть. Печь протапливалась, в чугунах нагревалась вода, убирался жар и застилался пол соломой. После этого можно было залазить и мыться внутри печи.

Сейчас русская парная становится все более популярной среди молодежи. Довольно часто парную возводят рядом с бассейном или ставком, в котором находится прохладная вода. Ученые доказали, что старинная традиция прыгать распаренным в холодную воду или кататься в сугробах благотворно влияет на организм укрепляя его в целом, а также положительно влияет на иммунитет и сердце и укрепляет стенки сосудов, этот процесс хорошо виден на творении Николая Фешина «В бане» 1923 года.

После унылых трудовых будней русская парная — как раз то, что доктор прописал. Она рекомендована практически каждому. В баньке можно весело и комфортно провести вечер с друзьями, провести неформальную встречу или же насладиться приятными ароматами и оздоровиться в одиночку. Не зря даже в старину в бане устраивали девичник, как подсказывает нам Фирс Журавлев на своем творении «Девичник в бане» 1885 года.

Картины известных художников на тему русской парной

Как писал немецкий выдающийся ученый Олеарий, «русские держатся обычая мыться в парной , а потому в городах и поселках у них множество бань». Как мы и наблюдаем на фотографии Зинаиды Серебряковой «Баня».

pravdoiskatel77

  • Add to friends
  • RSS

pravdoiskatel77

БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 – РУССКАЯ БАНЯ. КЛАССИКА)

Эта тема, вообщем-то, не раз возникавшая в Дневниках Ли.ру, появилась в моем Дневнике по трем причинам.
Во-первых, банную папочку собираю давно, периодически теряя картинки и вновь их собирая.
Во-вторых, только недавно обнаружил, что у Высоцкого бане посвящено те только “протопи-ка мне баньку по-черному”, но и еще несколько стихотворений.
А третья причина банальна – это ежегодное веерное отключение горячей воды, которое в столице начинается традиционно с моего района.
Я подумал, что картины классиков прошлых веков плюс стихи Высоцкого будут смотреться вместе не дурно.

Баня (байня, байна) – паровая, русская баня, строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару. Нынешнее слово баня возникло от с итал. bagno, встарь баню называли мыльня, мовня, лазня. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.
Банить на старинном южном диалекте означает мыть, чистить водою.
Важнейшие части бани:
1. Калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами
2. Полок с приступками и подголовьем, на котором парятся
3. Лавки вокруг стен, на коих моются
4. Чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене
5. Шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки.

Читайте также:
Дрова из осины плюсы и минусы, возможные альтернативы

Словарь Владимира Даля

Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.

Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.

З.И. Летунов Русские бани.

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих –
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, –
Это – словно возврат первородства,
Или нет – осушенье болот.

Все порок, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор –
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, – испарится
И поднимется вверх, к небесам, –
Ты ж, очистившись, должен спуститься –
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, –
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых – стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь – подобие райского сада, –
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь –
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, –
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, –
Лей на нас свою воду святую –
И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Плотников В.А. В бане 1898 г.

Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.

Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной – и все позади, –
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Я от белого свету отвык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди – профиль Сталина,
А на правой – Маринка анфас.

Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Я от белого свету отвык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: “Пособи!” –
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Я от белого свету отвык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Читайте также:
Поделки для бани своими руками из дерева: подборка фото

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось – я зря им клеймен, –
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому, –
Чтоб я к белому свету привык, –
Угорю я – и мне, угорелому,
Ковш холодной развяжет язык.
Протопи. Не топи. Протопи.

Владимир Высоцкий
1968 г.

Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.

Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.

Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.

В. Тихов В бане 1910 г.

Александр Самохвалов После бани. 1927 г.

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!
Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но – вопи.
Топи! Только баню мне как хочешь натопи.

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!

Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей – лось.
Молчи! У меня уже похмелье кончилось.
Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!
Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!

Купи! Хоть кого-то из охранников купи!
Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но – вопи.
Топи! Эту баню мне как хочешь, но – топи!

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Николай Фешин В бане 1923 г.

Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.

Александр Герасимов Баня 1938 г.

А.Герасимов Русская баня.

А.Герасимов Русская баня 1939 г.

Прошу прощения заране,
Что все, рассказанное мной,
Случилось не на поле брани,
А вовсе даже просто – в бане,
При переходе из парной.

Неясно, глухо в гулкой бане
Прошла молва – и в той молве
Звучала фраза ярче брани,
Что фигу я держу в кармане
И даже две, и даже две.
.

От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
.

О вы, солидные мужчины,
Тазами бить запрещено!
Но обнаженностью едины
Вельможи и простолюдины –
Все заодно, все заодно.

Тазами груди прикрывая, –
На, мол, попробуй, намочи! –
Ну впрямь архангелы из рая,
И веники в руках сжимая,
Держали грозно, как мечи!

Рванулся к выходу – он слева –
Но ветеран НКВД
(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)
Встал за спиной моей. От гнева
Дрожали капли в бороде.

С тех пор, обычно по субботам,
Я долго мокну под дождем
(Хожу я в баню черным ходом):
Пускай домоется, чего там –
Мы подождем, мы подождем!

Владимир Высоцкий
конец 1972 г.

Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.

Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.

Баня в живописи русских художников: фото-подборка

ОК, звиняйте, сэр.
Итак картина 1 Корнеев Русская баня 1812 г. Художник изобразил каноническую русскую парную (поригового парения) баню, согласно классификации г-на Касбора. Мы видим классическую кирпичную печь с закрытой каменкой, парную с выким потолком и огромным запасом пара в масштабе 18 однвременно парящихся. Высота полков, с учетом высоты потолка парилки и большого числа парящихся выбрана правильно, что позволяет подорбать большому числу парильщиков разного роста полок нужной высоты. В связи с большой высотой потолка и большим объемом помещения можно создать большой градиент температур внизу у потолка и пола, что позволяет одновременно использовать паилку в качестве моечной, что и изображено на полотне.

Читайте также:
Дегтярное мыло: польза и вред, способ применения

Картина 2 Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.
Картина изображает комнату отдыха городской салонной бани конца 19 века, представляющей собой также классическую парную баню с кирпичными печами и закрытой каменкой. Как мы знаем, именно городские салонные бани способстовали распространению на Руси этого типа бань, что позволило им достичь своего совершенства.

Картины 3 и 4 изображают банные процедуры иностранных (предположительно финских) крестьянок начала 20 века. К сожалению коммерциализация банной индустрии самой Финляндии способствовоала почти полной утере достоверной информации об конструктивных особенностях финской сауны того времени. Представленные картины не позволяют однозначно определить основные особенности изображенных помещений, определяющих их как сауну того периода времени.

Извиняйте дядьку, если что-то случилось О чем уже давно было спето Это потому что зумзумзумзумзум© Б.Б.Гребенщиков

Шимасик писал(а):
. На картине непременно должна будет красоваться толстомясая баба с веником, шайкой и красной мордой лица.

Это тебе не сгодится , кстати мужчина в шляпе на холсте кого-то мне ну, очень напоминает

_________________
Все люди – братья! Просто, не все еще об этом знают.
С уважением Олег Юрьевич.

Конечно наши предки даже не задумывались о легкости пара, конечно строили бани не для удовольствия, а лишь в утилитарно-бытовых целях, но из века в век, из поколение в поколение, подсознательно и объетивно, этот предмет жизненной необходимости, как и многие другие (топор, конская сбруя, телега и пр. и пр.) был приведен к самому простому, самому удобному и самому рациональному его виду, именно для наиболее комфортного, удобного, (не знаю, как еще сказать) исполнения своих предначертанных функций. Маленькая парная, низкий потолок, очаговая открытая каменка, маленькое низкое окошко (обратите внимение – я перечисляю основные моменты того, что сейчас называют русской паровоздушной баней) – все эти атрибуты сложилсь объективно и повсеместно в том виде и размерах за многие столетия. Потому что именно их сочетание САМЫМ ПРОСТОЫМ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ автоматически обеспечивало и обеспечивает очень комфортный и очень результативный (с точки зрения возложенной функции) режим бани. Как – подробно изложено в моих лекциях. Меня многие обвиняют, что я де гоню всех в каменный век и сарай по-черному. Нет. Я просто пытаюсь донести, что если мы хотим такой вот режимчик, а все, что сейчас предлагает банная индустрия, этот режимчик просто в принципе не может обеспечить, то вместо того, чтобы сделать примитивно просто, как делали предки, мы тупо, как бараны, покупаем блестящие фантики, а потом начинает перетрахивать мозги, миллионократно вопрошая, а как вот мне с моей хромированной распрекрасной печечкой ну хотя бы приблизиться вот к этому самому режимчику, русскому традиционному. Бесконечный разговор про кондиции 60х60 или, скажем, 75х35 как раз и пошел от того, что я сказал только что.

Забегая вперед, в то, что НикНик Петров назвал “чистая баня” повторю одну свою мысль, кторую я здесь уже озвучивал. Чтобы торкнуться на всю жизнь баней, нужно всего лишь один раз пройти через хорошую баню. Пока не буду расплываться, что значит “хорошая”, мысль не о том. Так вот, пройдя всего лишь один раз через хорошую баню, твой взгляд на нее претерпевает кардинальные изменения, в результате которых, как бутафорская лепнина с твоего ощущения бани начинают осыпаться все вопросы и аспекты, кроме наличия полка, хорошего пара и веника. Ну а сделать хорошую баню можно элементарно, просто взяв опыт предков. И вот тогда в нашем сознании наконец правильно замкнется круг отношения и восприятия. И тогда-то станет понятно, что убогая баня предков совсем не убога, а гениальна. А банная убогость она вот тут рядом, сейчас и повсеместно, блестит, сияет, радует глаз и. и все.

Читайте также:
Хвойные ванны показания и противопоказания, описание процедуры

Использование материалов с обязательной ссылкой на форум “Русская баня”.

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Зинаида Серебрякова — Баня

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Борис Кустодиев — Русская Венера

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

А.М. Герасимов — Русская баня Алексей и Сергей Ткачевы — Банный день В. Тихов — В бане Владимир А. Плотников — В бане

Читайте также:
Чем обработать пол в бане от гниения - практическое руководство

НЮ очень банное. Живопись. Подборка.

ПРИГЛАШАЮ. это и многое другое в тему в моей папке. НЮ очень банное

В бане полно голых людей? Ан нет, Владимир Высоцкий считал, что нет голых там, где нет одетых. Баня не только «уравнивает», но и окрыляет, она сама как поэма!

“Затопи ты мне баньку, хозяюшка.
Распарю я себя, растомлю.
На полоке, у самого краюшка
я сомненья в себе истреблю

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодный – и все позади.
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Ох, знобит от рассказа дотошного,
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком,
Получилось – я зря им клеймен,
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому –
Я от белого свету отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Как записано в одном из древних трактатов, банная процедура дает десять преимуществ. Это чистота, ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, сила, красота, молодость, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Или красивых мужчин, когда в баню ходят женщины.

У банного обычая совсем не русские корни, а древнегреческие, но и русская баня упоминается в древних летописях.
По свидетельству летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, уже в Х веке в Киеве и Новгороде имелось множество бань, в которых пользовались вениками для хлестания по телу и обливались холодной водой или купались в проруби. В Повести временных лет приводятся восхищенные слова побывавшего на Руси иноземца: Удивительное видел я в славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги. и подымут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, едва слезут, обольются водой студеною. И этим совершают омовенье себе, а не мученье.

Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель Н. М. Карамзин: Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский.


_V_bane Родионов В. В.


Jean Leon Gerome

Оздоровительные свойства банного пара были известны и многим другим народам. Греки, по свидетельству Аристотеля, переняли этот обычай у народов Древнего Востока. Историк Геродот упоминает о том, что знаменитому полководцу Александру Македонскому во время его походов по душе пришлись восточные бани.


Lyapkalo Viktor


А.Герасимов Баня
Гиппократ и другие древнегреческие врачи назначали банные процедуры при заболеваниях как терапевтическое средство. Сократ утверждал: Баня очищает не только тело, но и все мое существо. Пользовались банями в те времена и атлеты Эллады. Каждая гимнасия – учебно-воспитательное заведение, в которое принимались 16-летние юноши из знатных рабовладельческих семей, – располагала сухой парильней, теплыми и холодными ваннами, помещениями для массажа.


Аркадий Пластовпосле бани


Лоуренс Альма-Тадема Бани Каракаллы

Увлечение банями захватило и Древний Рим. Там воздвигались термы – общественные бани. Они представляли собой роскошные, внушительных размеров здания. При их постройке учитывались передовые достижения в инженерной технике, водоснабжении, отоплении, вентиляции. Термы, парильни и бани имели залы для занятий физическими упражнениями, собраний, библиотеки. Об этом напоминают развалины знаменитых бань – термы императора Каракалы в Риме.

Читайте также:
Турмалиновая сауна: польза и вред, показания и противопоказания


Федор Андреевич Бронников римские бани

После распада Римской империи католическое духовенство наложило запрет на бани, отнеся их к учреждениям, нарушающим якобы каноны нравственности. Да и сам культ тела в ту пору рассматривался как греховный. Невежество, понятно, привело к плачевным последствиям. Именно в те времена мракобесия то и дело вспыхивали эпидемии чумы, холеры, других тяжелых заболеваний.


баня в гареме, Рудольф Эрнст


Вера Донская-Хилько

Чем ближе север, тем жарче баня,
Чем ближе север, тем круче нравы.
И как-то в осень поехал Ваня
От переправы до переправы”
(Роман Бердов)

Возрождению благого обычая париться в странах Европы в известной мере способствовали русские солдаты. Сопровождая Петра I во время его пребывания в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после русской бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал Сын Отечества за 1819 г.: В 1717 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадеров баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан и, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей.

Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: Не опасайся, г. Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русскою банею. У нас бывает сие и зимою: привычка – вторая натура.


Вера Донская-Хилько Горячая любовь


Жером Жан-Леон
Турецкая девушка и мавританская баня


Жероме Жан Леон
Турецкая баня в гареме

З. Серебрякова. Баня. 1913

ОЧАРОВАНЬЕ ЖЕНСКОЙ БАНИ

Помнишь баню у трамвайного парка?
Мы к окошку подбегали ночами,
а внутри, где было тесно и жарко,
мылись женщины, сверкая плечами.

Там ходили они все без одежды,
ослепляли белизной нереальной.
С наготою не встречавшийся прежде,
я дрожал от возбужденья и тайны.

Где вы девочки и взрослые тети?
Где вы девушки, красивые очень?
Вы в моих воспоминаньях живете
Отголоском той октябрьской ночи.

А потом я вспоминал про вас столько.
Вызывая сладкий всплеск наслажденья
сквозь туман и запотевшие стекла
плыли женщины в ночные виденья.

Раньше видел голых только в музее
и теперь никак не мог оторваться.
ах, какое это было везенье –
до окошка ненадолго добраться.

. Побывал на представленьях стриптиза,
на нудистских пляжах жарился разных,
но та баня и кусочек карниза –
может лучший эротический праздник.

Представляю все так живо и ярко!
Помнишь, как-то у трамвайного парка.


Зенина Ксения


Зинаида Серебрякова


К. Маковский. Красавица, готовящаяся к купанию


Однажды


В. Ляпкало Русская баня


интерьер римской купели Чарльз Глир Купание


Кустодиев Борис. Русская Венера


Панов Игорь После бани


Шассерио Т. РИМСКАЯ БАНЯ


Жан Огюст Доминик Энгр Турчанки в бане

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.