Дорога из битого кирпича своими руками: пошаговая инструкция

Как выложить своими руками садовые дорожки 🚶 из кирпича, в том числе старого и битого, фото

Дорожка в саду и на даче – атрибут тривиальный. Разумеется, мы желаем ступать по удобной и красивой тропинке, которая досталась нам подешевле. Почему бы не выбрать кирпич? Давайте вместе разрешим последние сомнения и разберемся, как правильно сделать своими руками дорожки, в том числе, из старого материала.

Почему мы выбираем дорожки из кирпича

Конечно, садовые дорожки из кирпича привлекают нас долговечностью, доступностью, внешним видом и простотой монтажа. При этом кирпич вступает в прямую конкуренцию с брусчаткой и бетоном.

Лучший выбор – клинкерный или тротуарный кирпич. Такой материал выглядит презентабельно и служит долго. Керамический кладочный кирпич имеет поры и разрушается под воздействием влаги и мороза. Однако и он может прослужить немало при правильной подготовке основания и специальной обработке. Силикатный кирпич следует рассматривать как материал для организации временных покрытий.

Различные варианты укладки

Способ укладки кирпича определяет как дизайн, так и долговечность дорожки. Его надо выбрать до начала работ, в противном случае невозможно посчитать количество и ассортимент материала. Предлагаем для ознакомления несколько фото, позволяющих охватить возможные варианты укладки.

Изгибы и ступени на кирпичных дорожках

Монтаж кирпича с перевязкой (кирпичи уложены со смещением в соседних рядах) можно вести как вдоль, так и поперек дорожки. Интересен рисунок из уложенных попарно кирпичей. Бордюр настила лучше выполнить кирпичом, выставленным на ребро. Ступени на дорожке делают при помощи установки кирпичей на торец.

Варианты узоров покрытия из кирпича

Кирпич можно укладывать плашмя и на бок. В последнем случае работать сложнее, материала потребуется в два раза больше, зато дорожка простоит дольше. Укладка «плетенкой» и «елочкой» может быть исполнена под углом 45 или 90 градусов к бордюру. Все варианты полотна можно украсить с использованием материала разных оттенков.

Разметка и подготовка основания

Начиная мощение садовой дорожки из кирпича, необходимо запастись следующим инструментом: Дополнительно к основному материалу потребуется:

  • песок;
  • щебень или гравий;
  • геоткань;
  • доски шириной 20-25см;
  • деревянные колышки.

Приступая к строительству дорожек во дворе своими руками, следует определиться с их размерами и размещением. Практика показывает, что в саду и на даче достаточна ширина мощения 0,8-1м. Не следует располагать дорожки ближе 1м от деревьев, корневая система которых может нарушить покрытие.

Схема укладки дорожки из кирпича

Контуры дорожки удобно разметить колышками и шнуром, либо отсыпать песком. Канавку роют глубиной 20-25см. Дно траншеи выравнивают, трамбуют и производят подготовку основания в соответствии с приведенной схемой:

  1. Засыпают выравнивающий слой песка толщиной 20мм, который покрывают геотекстилем. Геоткань пропустит воду из верхних слоев и не даст перемешаться щебню с грунтом.
  2. Устанавливают бортик из доски, который крепят гвоздями к забитым в землю колышкам. Верхний торец доски совпадает с уровнем грунта. Расстояние между досками рассчитывается, исходя из планируемого количества элементов по ширине дорожки с учетом бордюров и зазоров 2-3мм. Желательно установить направляющие на разных сторонах дорожки с разницей по высоте 10-15мм, чтобы обеспечить отвод воды с покрытия.
  3. Укладывают, трамбуют и выравнивают слой щебня толщиной около 70мм.
  4. Поверх щебня засыпают песок толщиной 20мм и накрывают его геотканью. Песок выровняет щебень, и геотекстиль не будет рваться.
  5. Засыпают, трамбуют и выравнивают смесь цемента и песка в соотношении 1:5, толщиной порядка 50мм.

Возможно несколько упростить процесс подготовки с некоторым снижением качества основания под дорожку. В этом случае можно исключить оба выравнивающих слоя песка толщиной 20мм и средний лист геотекстиля. Вместо смеси песка и цемента укладывают песок, который увлажняют и трамбуют. Щебень возможно заменить гравием.

Руководство по укладке кирпича

Обыкновенный кирпич полезно защитить от разрушения, погружая его перед мощением дорожки в гидрофобный раствор. В этом случае имеет смысл вновь обрабатывать полотно садовой дорожки гидрофобизатором через каждые 4-6 лет. В результате обработки материал не впитывает влагу и становится морозоустойчивым. Укладку покрытия начинают с установки бордюра. Кирпич ставится на ребро вдоль доски и забивается в песок резиновым молотком до уровня верха направляющей.

Кирпичи последовательно укладываются в соответствии с запланированным рисунком и забиваются в подложку киянкой. Между соседними элементами оставляют зазор 2-4мм. Плоскость укладки контролируют уровнем и правилом. После монтажа покрытия швы между кирпичами заполняют смесью цемента и песка в соотношении 1:5 с помощью щетки или веника. Процедуру повторяют и после начала эксплуатации дорожки с целью полного заполнения всех зазоров. По завершению мощения покрытия вытаскивают доски. Образовавшуюся пустоту заполняют цементным раствором или грунтом, который необходимо уплотнить.

Читайте также:
Баня бочка - этапы самостоятельного строительства в фото и видео

Мощение дорожки из старого и битого кирпича

По большому счету, укладка старого кирпича ничем не отличается от монтажа нового и красивого. Однако соблюдение всего техпроцесса будет излишним для сохранения бросового материала. При этом все равно придется вырыть канавку глубиной 10см и засыпать ее песком на 5см. Это позволит выложить ровное полотно и немного отвести влагу. Выставленная на ребро доска поможет сделать край дорожки ровным.

Оригинальные узоры из негодного кирпича

Заметим, что использование боя может быть аккуратным и оригинальным. Например, бордюр дорожки можно выложить по старинке кирпичом, выставленным на ребро под углом 45 градусов. Еще эффективнее организовать из целого и битого кирпича узор.

Фото примеров для подражания

Начиная любое дело, всегда полезно оценить, как это сделали другие. Из приведенных выше примеров явно следует логичность комбинирования кирпича с камнем. Бордюр несет на себе наибольшую нагрузку и поэтому разумно использовать в этом качестве более прочный природный материал.

Эти кадры подчеркивают потенциал кирпича при мощении больших площадок. В таком случае возможны различные вариации формы и цвета покрытия. Главное, чтобы выбранное решение удачно вписывалось в окружающий ландшафт. В заключение добавим, что независимо от того, с каким материалом Вы работаете, старание и настойчивость принесут требуемый результат.

Пусть у Вас все получится, и мы предлагаем в помощь небольшой видеоролик.

Грунтовая дорога своими руками: дешево и надолго

В первой части статьи мы рассказали о том, как недорого укрепить грунтовую дорогу с помощью извести, жидкого стекла и цемента. Эти «дедовские» способы, хоть и малораспространены, но дают отличные результаты при грамотном применении. Тема сегодняшней статьи — традиционная методика строительства подъездных путей на базе геотекстиля, песка и щебня.

  • Для чего нужен геотекстиль в основании грунтовой дороги.
  • Правильный «пирог» подъездной дороги к участку для тяжелого транспорта.

Строительство подъездной дороги с использованием геотекстиля

Суглинки, глины, торфяники традиционно считаются проблемными грунтами. При избытке влаги и отсутствии водоотведения, весной и осенью они превращаются в непролазное месиво.

О несущей способности такого грунта и подъездной дороги говорить не приходится. Результат — машины не могут проехать, вязнут, тонут, а для проезда тяжелогруженой строительной техники приходится ждать заморозков или летних месяцев.

Хотя, если взять Подмосковье, то даже летом, стоит пройти затяжным дождям, как подсохшие грунтовки «расплываются» и застройщикам приходится ломать голову как по ним проехать.

Чтобы решить проблему подъездных дорог, соседи по участкам обычно сбрасываются, заказывают бульдозер и снимают верхний слой раскисшего грунта, пока не доходят до твёрдого основания. Затем засыпают дорогу бетонным и кирпичным боем, строительным мусором или кладут дорожные ж/б плиты, сыплют песок, асфальтовый скол в надежде, что всё это станет надёжной и долговечной грунтовкой.

Практика показывает, что всё это ненадолго. Всё, что насыпано — постепенно тонет в грунте. Через один-два года ремонт дороги приходится повторять заново, а это — новые траты. На вопрос, почему используется такая технология, связанная с большим объёмом земляных работ и не дающая качественного результата, люди отвечают — так делают все. Застройщики полагают, что «пирог» грунтовки можно опереть только на твердый грунт, как бы глубоко он не залегал.

А что делать, если подъездная дорога проходит по торфянику толщиной в 1.5-2 метра – снимать весь этот слой, а потом засыпать выработку десятками и сотнями кубометров строительного мусора? Об экономической целесообразности данного метода речи не идёт. Тем не менее выход есть — это геотекстиль.

Геотекстиль — синтетический материал, который при строительстве дорог на слабых основаниях разделяет слои, препятствуя проникновению в грунт инертных материалов отсыпки — песка и щебня. Также геотекстиль распределяет нагрузку от вышележащих насыпных слоёв на грунт, армируя основание.

Это обеспечивает устойчивость всего «пирога» грунтовой дороги и позволяет исключить такой этап, как масштабное снятие грунта и его замену на бетонный или кирпичный бой, асфальтовый скол и т.д.

Плюс геотекстиля в том, что при обустройстве подъездных путей его можно стелить даже на траву, т.е. на почвенно-растительный слой, не снимая его, а это упрощает все работы.

Необходимость обустройства грунтовки возникла после того, как после дождя на ней завяз грузовик с песком. Мои строители предложили уложить на подушку из песка б/у дорожные плиты, а когда я им сказал, что это не вариант, и нужен геотекстиль + щебень, они заявили, что ничего из этой затеи не получится. Рабочие сильно удивились, когда дорога прошла испытания нагруженными грузовиками после того, как два дня лил проливной дождь.

«Пирог» дороги Policond следующий:

  • Снятие плодородного слоя толщиной 25 см. Примечание: этот этап можно было пропустить, т.к. сначала делалась планировка под укладку плит, от которых в итоге отказались.
  • Укладка геотекстиля плотностью 300 г/кв. м.
  • Укладка щебня фракции 20-40, толщиной 25 см, под дальнейшую трамбовку.
Читайте также:
Каркасная баня своими руками: как построить самому быстро и без ошибок

По словам пользователя, на строительство ушло в три раза меньше средств, чем если бы уложили дорожные плиты, как предлагали рабочие. Кроме этого, практика показывает, что «народный» метод укладки б/у дорожных плит экономически не выгоден. Плиты, из-за неравномерной усадки грунта — нестабильного основания, при проезде тяжелого транспорта покрываются трещинами, ломаются, из них начинает торчать арматура, которая прокалывает шины автомобилей.

В итоге плиты приходится демонтировать и думать, куда пристроить этот бетонный лом. Также по плитам в дальнейшем не получится сделать покрытие из брусчатки, например, под парковку.

«Пирог» дороги к участку для проезда грузовиков

Итак, главный компонент надёжной и относительно бюджетной подъездной дороги (которую не придётся каждый год ремонтировать) к участку — геотекстиль. Но не менее важны вышележащие слои — песок и щебень, а также финишный слой. Например, асфальтовая крошка или отсев.

Я озадачился вопросом, как сделать подъездную дорогу к участку. Хочется и недорого, и надежно. Причём, т.к. начинается строительство, по ней будет ездить тяжелая техника. Поэтому дорога должна выдержать эту нагрузку так, чтобы затем её не переделывать. Появилась следующая идея по «пирогу» конструкции:

  • Снять плодородку на глубину 10 см до суглинка.
  • Сделать выемку под дорогу глубиной 5 см и шириной 3 м.
  • Уложить геотекстиль плотностью 200-250 г/кв. м.
  • Уложить и распределить по геотекстилю мытый песок толщиной 5 см и пройтись по нему катком или, что правильно, виброплитой.
  • Уложить георешетку с ячейкой 20 см.
  • Засыпать вторичный бетонный бой (щебень из лома бетона) фракции 20-40 на высоту выше, чем георешетка на 5 см. Утрамбовать.
  • Насыпать гранитный щебень фракции 5-20. Утрамбовать.

Kidim1975 попросил пользователей портала оценить его задумку и, если нужно, прокомментировать правильность «пирога».

В вышеописанной схеме пункт 2 лишний. Песок лучше использовать не мытый, а гравелистый, крупной или средней фракции, карьерный. Толщина слоя песка от 10 см. Что касается георешетки, то нужно считать рентабельность её использования. Также для устройства дороги оптимальнее применять гранитный щебень. Если финишным слоем насыпать отсев, то это увеличит срок службы дороги.

По мнению Groundworkturf, хотя производители и продавцы говорят, что применение георешетки позволяет экономить около 50% заполнителя ячеек — гранитного щебня фракции 20-40, на самом деле экономия щебня составляет примерено 25-30%.

Отсюда: экономическую выгоду от применения георешетки можно легко подсчитать, зная её стоимость и цену щебня. Если стоимость георешетки значительно меньше 30% стоимости щебня, то есть смысл в её использовании. Также заполнение георешетки щебнем требует ручного труда, а это увеличивает трудоёмкость работ.

Важно: щебень, в отличие от гравия, имеющего гладкие края, или вторичного бетонного боя, обладает эффектом заклинивая. Кроме этого, гранитный щебень — прочный и долговечный материал. В идеале крупный щебень нужно расклинить щебнем мелкой фракции, а затем на слой мелкого щебня уложить отсев, который уже расклинит мелкий щебень.

В итоге «пирог» подъездной дороги для проезда тяжелого транспорта может выглядеть так:

  • геотекстиль плотностью 300 г/кв. м;
  • песок — минимум 10 см;
  • гранитный щебень фракции 20-40 — минимум 15 -25 см;
  • гранитный щебень фракции 5-20 — минимум 5-10 см для расклинивания предыдущего слоя щебня;

Дополнительно, как финишное дорожное покрытие:

  • отсев;
  • асфальтовая крошка.

В результате «мозгового штурма» Kidim1975 нарисовал следующую схему правильной подъездной дороги.

Кроме этого, прилагается схема съезда с дороги, которая находится выше, чем основная дорога примерно на 1 метр и водоотвод с соответствующим уклоном.

Дренаж, или водоотводящие канавы являются обязательным компонентом при устройстве подъездной дороги, иначе вода будет застаиваться и размывать грунт под песчано-щебеночной подушкой. Это особенно важно в период снеготаяния и выпадения обильных дождей.

Подведение итогов: при самостоятельном устройстве дороги главное – избежать соблазна сделать её, руководствуясь принципом «и так сойдёт», выбирая материалы подешевле, т.к. переделки всегда обходятся дороже. Поэтому, прежде чем строить подъездные пути, следует изучить информацию на портале и, при возникновении вопросов, задать их специалистам.

Как из битого кирпича выложить садовую дорожку?

При грамотном использовании материала и соблюдении технологии укладки дорожка из битого кирпича способна послужить не только как функциональный элемент дачного экстерьера. Аккуратно вымощенная тропинка из бросовой продукции позволяет эффектно подчеркнуть стилистику садового комплекса и улучшить визуальное восприятие пространства.

Читайте также:
Какая баня лучше кирпичная или из бревна

Преимущества и недостатки использования битого кирпича

Ключевыми достоинствами применения бросового стройресурса считают:

  • простоту укладки. Для мощения садовых тротуаров и тропинок из фрагментов кирпича требуются лишь базовые знания по работе с материалом и простой набор инструментов;
  • доступность продукции. Бросовый ресурс позволяет сэкономить немалую сумму на подготовке материалов;
  • возможность утилизации отходов строительства с существенной выгодой для бюджета. То есть здесь нет необходимости вывозить битые остатки изделий, чтобы очистить территорию.

Среди недостатков использования остатков стройматериала отмечают необходимость дополнительной обработки для продления срока службы. Притом это не касается клинкерного кирпича, который отличается высокими эксплуатационными характеристиками.

Кирпичный бой – превосходный материал для обустройства садовых дорожек

Как использовать битый кирпич

Планируя, как использовать битый кирпич на даче, домашние умельцы находят интересные решения, такие как:

  • мощение красивых садовых тротуаров;
  • создание бордюров;
  • оформление клумб и высоких грядок.

Также при решении вопроса, как можно использовать битый кирпич, рекомендуют задействовать вторичный материал при сооружении габионов и обустройстве основ для альпийских горок. Большинство садоводов-огородников увлекается оформлением высоких овощных грядок, конструкция которых предусматривает формирование мощного дренажного слоя, где также можно эффективно использовать разнокалиберные фрагменты боя. При помощи бросовой продукции легко соорудить качественный дренаж при посадке деревьев и кустарников.

Как отмечают опытные плиточники, использование неприглядного материала может дать вполне оригинальные плоды. К примеру, из негодного для строительства продукта можно оформить бордюр дорожки, выставив экземпляры на ребро под углом 45°. Чтобы получить неповторимый шедевр в виде садовой дорожки с оригинальным рисунком кладки, можно организовать композицию из боя и целого кирпича.

Как сделать дорожку из битого кирпича: этапы работ

Чтобы конечный результат радовал достойными декоративными и функциональными характеристиками, следует придерживаться технологии мощения садовых тропинок.

Дорожку размечают при помощи строительного шнура и деревянных колышков

Планирование

При планировании дорожки из кирпича своими руками учитывают следующие моменты:

  • ширина тропинки выбирается так, чтобы два человека могли по ней свободно проходить;
  • расстояние между оформляемым объектом и деревьями составляет не менее 2 метров, иначе растущие корни насаждений со временем могут привести к разрушению основания конструкции.

Если планируется тротуар с поворотами, рекомендуется сделать их плавными для удобства эксплуатации.

По линии разметки снимают верхний слой грунта

Инструменты и материалы

При строительстве садовой дорожки понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

  • рулетка, колышки и шнур для разметки;
  • лопата – штыковая и совковая;
  • инструмент для трамбовки;
  • молоток – резиновый и обычный;
  • правило, мастерок, щетка;
  • емкость для приготовления раствора.

Для обработки неровных краев битой продукции понадобится болгарка с алмазным диском.

Всю поверхность траншеи выстилают геотекстилем

Помимо основного стройматериала следует позаботиться о наличии:

  • песка и щебня средней фракции;
  • портландцемента марки 400;
  • геотекстиля.

Также стоит иметь под рукой садовую тачку для перемещения материалов, шланг для финальной обработки поверхности водой.

Песок тщательно утрамбовывают

Подготовка основания

Решая, как сделать дорогу из битого кирпича при организации дачного ландшафта, выполняют следующий алгоритм работ по подготовке основания:

  • по линии разметки необходимо снять верхний грунт глубиной 20-25 см;
  • траншею присыпают выравнивающим слоем песка толщиной 2-3 см и утрамбовывают;
  • всю поверхность траншеи оформляют геотекстилем;
  • нетканое полотно засыпают слоем песка толщиной 2-3 см;
  • следующим идет дренажный слой из щебня толщиной в 10 см;
  • далее дренаж засыпают песком и укладывают второй слой геотекстиля.

Формирование бордюра

Периметр траншеи оформляется бордюром. Здесь можно использовать бетонное решение или продукцию из пластика. Также актуально применить кирпичный бордюр, уложив его на ребро. Крепления бордюрной конструкции выполняется разными способами: при помощи цементного раствора, стальных арматурных элементов или других удобных средств. После формирования бордюра на геотекстиль засыпают сухую цементно-песчаную смесь и выравнивают состав, используя правило, с учетом стока воды с поверхности.

Края дорожки оформляют бордюром из цельного кирпича

Укладка кирпича

При мощении садовой дорожки применяют один из несложных вариантов кладки, среди которых:

  • классическая ложковая перевязка в виде продольного рисунка;
  • узор «елочка» под разным углом;
  • «плетенка» одинарная или парная;
  • чередование горизонтальных линий с вертикальными.

Битый кирпич по выбранному рисунку укладывают на подготовленную цементно-песчаную поверхность:

  • при кладке камни пристукивают резиновым молотком для лучшей посадки;
  • просевшие экземпляры требуется приподнять, подсыпав под них песка;
  • после укладки материала на поверхность насыпают немного цементно-песчаной смеси;
  • далее при помощи щетки прометают состав для заполнения швов.

В конце монтажных работ поверхность проливают водой для уплотнения и схватывания швов.

Заключительная обработка

Последние пункты монтажа, включая заполнение швов цементно-песчаным составом и водные процедуры, необходимо повторить через 2-3 дня, когда цемент хорошо схватится.

Читайте также:
Баня из пеноблоков своими руками - самостоятельное строительство

Практические советы для долгосрочного использования садовой дорожки из битого кирпича:

  • чтобы поверхность тротуара не деформировалась под воздействием влаги и перепадов температур, камни обрабатывают гидрофобизатором или влагонепроницаемым лаком;
  • если применяется глиняный кирпич, перед монтажом материал 2 раза обрабатывается гидрофобным составом способом полного погружения изделия в жидкость и высушивания;
  • срок действия гидрофобных средств составляет 5 лет, по истечении этого промежутка времени необходима повторная обработка поверхности тротуара. На срок службы объекта также влияет уровень интенсивности эксплуатации.

Потенциал битого кирпича, особенно, если применяется материал в разных цветовых решениях, позволяет создать интересные композиции, что подтверждается в работах мастеров.

Как сделать на даче дорожку из кирпича своими руками, пошаговая инструкция и примеры

Укладка дорожки из кирпичей на даче своими руками не только облагородит внешний вид участка. Благодаря такой конструкции садоводы могут добраться до любой зоны вне зависимости от погодных условий. Выбор в пользу кирпича обусловлен еще и тем, что данный материал позволяет создавать различные рисунки. Однако последний вариант требует наличия определенных навыков.

Преимущества кирпича для изготовления садовых дорожек

Кирпич — это сравнительно недорогой и доступный материал, область применения которого не ограничивается домостроением. Дорожка, уложенная с использованием такой кладки, обладает следующими преимуществами:

  • продолжительный срок службы;
  • низкая цена в сравнении с другими подобными конструкциями;
  • подходит под любой дизайн территории;
  • способна выполнять роль дренажной системы;
  • экологичность;
  • при необходимости дорожку можно разобрать и перенести на новое место.

Для укладки дорожек на садовом участке можно использовать любые типы кирпича, в том числе и те, что остались после возведения дома. Несмотря на повышенную прочность, данный материал при продолжительном контакте с водой и снегом, а также при воздействии температурных перепадов, может растрескаться.

Чтобы избежать подобных последствий, рекомендуется использовать для укладки дорожек силикатный кирпич или камень, предварительно обработанный гидрофобным раствором либо водонепроницаемым лаком.

Основные способы укладки

Людям без опыта мощения дорожек рекомендуют укладывать кирпичи продольно, то есть параллельно друг другу, или поперечно, когда получаемые швы между камнями идут перпендикулярно по направлению тропинки. Но существуют и другие способы монтажа, которые увеличивают продолжительность проведения работ, но улучшают внешний вид участка:

  • хаотичная (применяется, если используются кирпичи разных расцветок);
  • «елочкой» (кирпичи укладываются под углом друг к другу, а получаемый рисунок идет в том же направлении, что и дорожка);
  • плетенка (чередуются продольная и поперечная укладка);
  • чередование вертикальной и горизонтальной укладки.

При мощении криволинейной дорожки можно использовать сочетание целых и битых кирпичей. Последние помогают заполнить пустоты, которые формируются при таком способе укладки.

С перевязкой

Мощение с перевязкой позволяет получить оригинальный рисунок на дорожке. Этот вариант предусматривает укладку кирпичей со смещением (камень в одном ряду лежит дальше, чем в соседнем). Данный рисунок можно формировать как вдоль, так и поперек дорожки. В этом случае рекомендуется монтировать бордюр также из кирпичей, установленных на ребро.

Плашмя и на бок

Оптимальным быстрым способом мощения считается укладка кирпича плашмя. Этот вариант предпочтительнее, так как расходуется меньше камня. Однако, устанавливая кирпич на бок, можно увеличить срок службы дорожки.

Инструкция по работе

Увеличить срок службы садовых дорожек помогает соблюдение следующих правил:

  • не укладывать камни в зоне полива и размещения сетей коммуникаций;
  • монтировать в местах с естественным стоком воды (рекомендуется на возвышенностях);
  • мостить на удалении от деревьев, в том числе и от зоны возможного прорастания корней;
  • ширина должна соответствовать габаритам садовой тележки.

Помимо соблюдения указанных правил, продолжительность срока службы садовой дорожки во многом зависит от того, насколько качественно выполнена подложка (основание).

Для укладки кирпичей на участке потребуются следующие инструменты:

  • совковая и штыковая лопаты;
  • трамбовочная машина;
  • емкость для замешивания цемента;
  • рулетка (рекомендована 10-метровая);
  • колышки и шнур для нанесения разметки;
  • резиновый (киянка) и обычный молотки;
  • строительные мастерки разного размера.

Дополнительно потребуется угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом для обработки камней.

Разметка

Для нанесения разметки на участке потребуются колышки достаточной высоты (не менее 50 сантиметров) и прочная веревка. Вбивать планки рекомендуется на расстоянии в 5 метров. В местах, где планируется поворот дорожки, необходимо вбить больше колышков. Веревку нужно натягивать так, чтобы не было провисаний.

Подготовка основы

Этот этап считается самым важным. Без качественной основы садовая дорожка после первого сезона «пойдет» волнами. Начинать работы нужно с выемки грунта на глубине 20-25 сантиметров. Полученное таким образом основание необходимо выровнять. Далее сверху засыпать слой песка толщиной 2-3 сантиметра и утрамбовать материал. В этом случае рекомендуется воспользоваться специализированной техникой с вибрационной плитой. Такая машина обеспечит максимально плотное основание.

Читайте также:
Дом с баней под одной крышей: проекты на фото

Затем нужно выложить поверх песка слой геотекстиля. Материал должен закрывать все основание, как по длине, так и по ширине. Геотекстиль будет отводить излишнюю влагу от дорожки, предотвращая намокание и размывание песка. Также материал не дает сорным травам расти.

В конце поверх геотекстиля засыпают слой песка толщиной 2-3 сантиметра и щебня — 10 сантиметров. После этого основание повторно трамбуют. Щебень в данном случае выполняет роль дренажного слоя, также предотвращая размывание основы.

По завершении описанных работ вновь засыпают песок и укладывают сверху геотекстиль. Только после этого можно по краям будущей дорожки устанавливать бордюрные камни. Для крепления последних используют цементный раствор либо стальную арматуру, которую вбивают непосредственно в землю.

Бордюр рекомендуется делать из прочных материалов, так как «бортики» дорожки постоянно испытывают повышенные нагрузки. Если в данном случае используется кирпич, то камень нужно уложить на цементный раствор. Это повысит общую прочность конструкции. В конце на геотекстиль засыпают песок (можно в сочетании с сухим цементом). Этот слой в очередной раз трамбуют и выравнивают правилом (длинным деревянным бруском). На данном этапе важно учитывать направление естественного стока воды.

Как выполнить укладку

Чтобы сделать садовую дорожку, достаточно поочередно выкладывать кирпичи в соответствии с выбранным рисунком на подготовленную основу. Каждый камень нужно вбить в основание резиновым молотком. Просевшие кирпичи обязательно вынимаются, после чего подсыпается недостающее количество песка. После этого камень повторно укладывается на место, вбивается киянкой.

Если ширина дорожки превышает один метр, то мощение производится по уровню. Между соседними элементами необходимо оставлять небольшой зазор, который не нужно заполнять цементным раствором (оставить пустым).

Финишная обработка

Оставленные после мощения зазоры между отдельными элементами необходимо заделать. Иначе в швах со временем скопится грязь, в которой в будущем прорастет сорная трава. А эти растения разрушают кирпичи и, как следствие, сокращают срок службы садовой дорожки.

Чтобы избежать подобных последствий, необходимо насыпать на поверхность вымощенной тропинки сухую смесь из цемента и песка. После этого материал при помощи швабры либо песка утрамбовывается в щели. В конце дорожка обильно поливается проточной водой. На следующий день эту процедуру рекомендуется провести повторно. Такой алгоритм предотвратит деформацию дорожки в будущем.

Особенности мощения дорожки из старого или битого кирпича

Мощение садовой дорожки с использованием старого либо битого кирпича проводится по описанному выше алгоритму. То есть в данном случае также потребуется организация основы из нескольких слоев дренажа, песка и геотекстиля. Сложности возникают в процессе укладки материала.

Битый или старый кирпич отличается неровными краями. Это означает, что при укладке обязательно остаются неравномерные пустоты, которые нужно заполнить соответствующей смесью. Поэтому при работе с такими материалами необходимо сначала выложить на подготовленной основе все кирпичи, подобрав таким образом подходящий рисунок и уменьшив размеры зазоров. После этого можно приступать к мощению дорожки.

Второй нюанс, который приходится учитывать при работе с битыми и старыми кирпичами, тоже связан с особенностями структуры материала. Во время мощения подобных камней часто возникают сложности при выравнивании поверхности. Справиться с этой проблемой можно, лишь постоянно подсыпая недостающий песок.

Еще один нюанс, который нужно учитывать, — битый и старый кирпич хуже переносят повышенные нагрузки, чем новый. Поэтому после укладки рекомендуется затирать в швы именно песчано-цементную смесь, которая увеличит общую прочность дорожки.

Примеры готовых решений

Выбор рисунка садовой дорожки во многом обусловлен конфигурацией участка и размером бюджета, выделяемого на подобные работы. Но в саду лучше смотрятся тропинки, камни в которых контрастируют между собой.

Добиться такого эффекта помогает использование бордюра другого цвета. Такой вариант также позволяет визуально выделить дорожку на фоне остального участка. Кроме того, контрастным бордюром нередко обрамляют клумбы, которые располагаются в непосредственной близости от тропинки.

Оригинальным решением станет использование кирпичей двух разных цветов, уложенных в шахматном порядке. Сходного эффекта можно достичь, если мостить дорожку с камнями, отличающимися между собой только оттенком (красный-бордовый и так далее).

Как сделать дорожку из кирпича своими руками

Устройство садовых дорожек представляет собой отдельный этап благоустройства территории, прилегающей к домовладению. Как правило, для этого используется тротуарная плитка, природный камень – пластушка или кирпич. Дорожки из кирпича имеют немало преимущества. Ведь садовые дорожки из кирпича отличаются недорогой ценой и эстетичным внешним видом. При этом такие садовые дорожки можно сделать своими руками. Это позволить существенно сократить расходы.

Читайте также:
Фундамент для бани из бруса своими руками - пошаговая инструкция

Этапы устройство садовых дорожек своими руками

Создание садовой дорожки из кирпича своими руками происходит в несколько этапов. Каждый из них можно выполнить своими руками, не прибегая к помощи сторонних специалистов. При этом садовые дорожки могут иметь любые размеры и протяженность. Из кирпича можно создавать прямые садовые дорожки, извилистые, устраивать небольшие площадки.

Сам процесс работы следует разделить на основные этапы:

  • Подготовка грунта. Необходимо снять слой почвы толщиной не менее 20 см. Такая глубина позволит сделать прочное основание для дорожки. Если грунт пучинистый и неустойчивый, то лучше подготовить углубление в 25 – 30 см. ведь садовые дорожки из кирпича на неустойчивом грунте потребуется дополнительно укрепить;

Планирование садовой дорожки из кирпича

  • Дорожка из старого кирпича предполагает выравнивание грунта. По возможности, почва под дорожкой из битого кирпича должна быть ровной и твердой. Поэтому, выровняв грунт, следует утрамбовать его;
  • Основу дорожки создаст слой гравия. Можно использовать мелкий щебень. Наилучшим материалом для дорожки из кирпича на даче станет мелкофракционный щебень. Он имеет серый цвет и используется еще для создания бетонной смеси. Это очень прочный материал, из которого нужно сделать слой в 10 см. При этом готовый слой щебня потребуется выровнять. Нужно, чтобы уровень щебенки по всему протяжению дорожки из битого кирпича был одинаковым. Чтобы проверить правильность своей работы на данном этапе, следует использовать строительный уровень. Допустимым отклонением будет несколько миллиметров на 3 – 4 метра длины дорожки;
  • Щебень следует утрамбовать. Камни должны быть максимально плотно расположены относительно друг к другу. Это позволит исключить расползание всей конструкции под воздействием влаги и разрыхления почвы весной. Для утрамбовки можно применять гидравлический ручной инструмент, взятый напрокат. Но такое оборудование стоит весьма дорого и в случае поломки, компенсация ремонта будет стоить серьезных денег. Поэтому, можно использовать деревянную конструкцию. Ее основанием станет прочный щит из досок. Его нужно держать за рукоятку и с силой опускать на слой щебня;
  • Способы, как сделать дорожку из битого кирпича, обязательно предполагают использование песочной подушки. Слой песка должен быть в 5 – 7 см. Этого достаточно, поскольку основную роль защиты от влаги выполняет слой щебня. Дорожка из красного кирпича засыпается песком равномерно. Требования по уклону будут такими же, что и при слое щебенки. Когда слой песка выровнен, необходимо придать ему прочность. В этих целях лучше всего поливать песок водой. Это позволит избежать длительной и утомительной процедуры тромбования. Более того, проливка дорожки из кирпича своими руками окажется эффективнее, чем использование тромбовочного инструмента.

Поливать дорожки из старого кирпича следует в течение нескольких дней. При этом рекомендуется поливать их новой порцией воды, сразу после высыхания предыдущей. Это обеспечит плотное прилегание песчинок. Они образуют прочный и очень твердый слой:

  • Отдельно необходимо указать на необходимость устройства отмостки. По краям конструкции, следует установить кирпичи на ребро. Они создадут границу дорожки из силикатного кирпича. Такая отмостка не дает дорожке расползаться, сохраняя ее форму;
  • На песок можно укладывать кирпичи. Каждый кирпич должен располагаться плашмя. При этом можно создавать различные декоративные элементы, чередуя кирпичи разных цветов.

При плотной подгонке кирпичей, использовать цементный раствор нет необходимости. Что посадить вдоль дорожки на даче, читайте тут.

Как укладывать кирпич

Варианты, как выложить дорожку, предполагают укладку без применения ручных инструментов. Садовая дорожка из кирпича может быть выложена различными способами. К примеру, многие садовые дорожки укладываются при горизонтальном расположении кирпичей друг к другу. Можно располагать их елочкой или любым иным образом.

Главное, чтобы все кирпичи находились близко друг к другу. Следует избегать щелей и зазоров. Ведь в них может попасть влага. А зимой, при замерзании, вода просто разорвет кирпичи.

Для обеспечения плотного прилегания, рекомендуется использовать деревянный молоток. Им пристукивают кирпичи друг к другу, обеспечивая отсутствие щелей.

Некоторые специалисты рекомендуют разбавлять песок небольшим количеством цемента. Считается, что дорожка из кирпича на даче своими руками по такой технологии, получится более прочной.

При укладке материала, важно помнить, что высота кирпича, уложенного плашмя составит 5 см. А установленный на ребро, кирпич будет возвышаться на 12 см. Эти параметры следует учитывать при создании дорожки. Ведь края не должны быть выше остальной части.

Укладка дорожки

Кроме того, рекомендуется делать уклон в какую-либо сторону. Достаточно будет минимального уровня уклона в 1 мм. Но уровень должен быть одинаков по всей протяженность дорожки. Благодаря ему, влага будет стекать и вода не попадет между кирпичами.

В целях отведения влаги, нужно устроить желобки вдоль дорожки.

Читайте также:
Баня 4х4: идеи планировки на фото

Какой кирпич можно использовать

Для укладки дорожки, можно использовать любой вид кирпича. Главное, чтобы материал не имеет трещин и прочих дефектов. При этом каждый вид кирпича имеет определенные особенности:

  • Варианты, как сделать садовую дорожку из силикатного кирпича, могут быть любыми. При этом надо понимать, что силикатный кирпич не обладает высокой прочностью. Он легко выдержит пешехода. Но при перемещении садовых тележек с грузом, они способны разломиться под их тяжестью;

  • Более устойчивым к нагрузкам, является керамический кирпич. Кроме того, такой материал выпускается в широкой цветовой гамме. Можно приобрести белый, желтый или красный кирпич;
  • Битый кирпич также станет отличным материалом. Как правило, после строительства остается немало остатков. И вовсе необязательно их выбрасывать. Битый кирпич станет хорошим решением для садовой дорожки. Не нужно бояться, что он разобьется. Кроме того, такой материал ничего не стоит.

  • Главное, это измельчить кирпичи, чтобы диаметр каждого фрагмента был схож с остальными. Если планируется довольно длинные дорожки, то лучше всего использовать виброинструмент. С его помощью удастся измельчить кирпич за короткое время.

к содержанию ↑

Видео: садовая дорожка из кирпича на даче своими руками


Таким образом, дорожка из кирпича своими руками поможет сэкономить деньги. Ее удастся сделать без использования наемного труда и с минимальным затратами. Ведь нужно купить только щебенку, песок и сам кирпич.

Грунтовая дорога своими руками: дешево и надолго

В первой части статьи мы рассказали о том, как недорого укрепить грунтовую дорогу с помощью извести, жидкого стекла и цемента. Эти «дедовские» способы, хоть и малораспространены, но дают отличные результаты при грамотном применении. Тема сегодняшней статьи — традиционная методика строительства подъездных путей на базе геотекстиля, песка и щебня.

  • Для чего нужен геотекстиль в основании грунтовой дороги.
  • Правильный «пирог» подъездной дороги к участку для тяжелого транспорта.

Строительство подъездной дороги с использованием геотекстиля

Суглинки, глины, торфяники традиционно считаются проблемными грунтами. При избытке влаги и отсутствии водоотведения, весной и осенью они превращаются в непролазное месиво.

О несущей способности такого грунта и подъездной дороги говорить не приходится. Результат — машины не могут проехать, вязнут, тонут, а для проезда тяжелогруженой строительной техники приходится ждать заморозков или летних месяцев.

Хотя, если взять Подмосковье, то даже летом, стоит пройти затяжным дождям, как подсохшие грунтовки «расплываются» и застройщикам приходится ломать голову как по ним проехать.

Чтобы решить проблему подъездных дорог, соседи по участкам обычно сбрасываются, заказывают бульдозер и снимают верхний слой раскисшего грунта, пока не доходят до твёрдого основания. Затем засыпают дорогу бетонным и кирпичным боем, строительным мусором или кладут дорожные ж/б плиты, сыплют песок, асфальтовый скол в надежде, что всё это станет надёжной и долговечной грунтовкой.

Практика показывает, что всё это ненадолго. Всё, что насыпано — постепенно тонет в грунте. Через один-два года ремонт дороги приходится повторять заново, а это — новые траты. На вопрос, почему используется такая технология, связанная с большим объёмом земляных работ и не дающая качественного результата, люди отвечают — так делают все. Застройщики полагают, что «пирог» грунтовки можно опереть только на твердый грунт, как бы глубоко он не залегал.

А что делать, если подъездная дорога проходит по торфянику толщиной в 1.5-2 метра – снимать весь этот слой, а потом засыпать выработку десятками и сотнями кубометров строительного мусора? Об экономической целесообразности данного метода речи не идёт. Тем не менее выход есть — это геотекстиль.

Геотекстиль — синтетический материал, который при строительстве дорог на слабых основаниях разделяет слои, препятствуя проникновению в грунт инертных материалов отсыпки — песка и щебня. Также геотекстиль распределяет нагрузку от вышележащих насыпных слоёв на грунт, армируя основание.

Это обеспечивает устойчивость всего «пирога» грунтовой дороги и позволяет исключить такой этап, как масштабное снятие грунта и его замену на бетонный или кирпичный бой, асфальтовый скол и т.д.

Плюс геотекстиля в том, что при обустройстве подъездных путей его можно стелить даже на траву, т.е. на почвенно-растительный слой, не снимая его, а это упрощает все работы.

Необходимость обустройства грунтовки возникла после того, как после дождя на ней завяз грузовик с песком. Мои строители предложили уложить на подушку из песка б/у дорожные плиты, а когда я им сказал, что это не вариант, и нужен геотекстиль + щебень, они заявили, что ничего из этой затеи не получится. Рабочие сильно удивились, когда дорога прошла испытания нагруженными грузовиками после того, как два дня лил проливной дождь.

«Пирог» дороги Policond следующий:

  • Снятие плодородного слоя толщиной 25 см. Примечание: этот этап можно было пропустить, т.к. сначала делалась планировка под укладку плит, от которых в итоге отказались.
  • Укладка геотекстиля плотностью 300 г/кв. м.
  • Укладка щебня фракции 20-40, толщиной 25 см, под дальнейшую трамбовку.
Читайте также:
Самые красивые коттеджи мира: подборка фото

По словам пользователя, на строительство ушло в три раза меньше средств, чем если бы уложили дорожные плиты, как предлагали рабочие. Кроме этого, практика показывает, что «народный» метод укладки б/у дорожных плит экономически не выгоден. Плиты, из-за неравномерной усадки грунта — нестабильного основания, при проезде тяжелого транспорта покрываются трещинами, ломаются, из них начинает торчать арматура, которая прокалывает шины автомобилей.

В итоге плиты приходится демонтировать и думать, куда пристроить этот бетонный лом. Также по плитам в дальнейшем не получится сделать покрытие из брусчатки, например, под парковку.

«Пирог» дороги к участку для проезда грузовиков

Итак, главный компонент надёжной и относительно бюджетной подъездной дороги (которую не придётся каждый год ремонтировать) к участку — геотекстиль. Но не менее важны вышележащие слои — песок и щебень, а также финишный слой. Например, асфальтовая крошка или отсев.

Я озадачился вопросом, как сделать подъездную дорогу к участку. Хочется и недорого, и надежно. Причём, т.к. начинается строительство, по ней будет ездить тяжелая техника. Поэтому дорога должна выдержать эту нагрузку так, чтобы затем её не переделывать. Появилась следующая идея по «пирогу» конструкции:

  • Снять плодородку на глубину 10 см до суглинка.
  • Сделать выемку под дорогу глубиной 5 см и шириной 3 м.
  • Уложить геотекстиль плотностью 200-250 г/кв. м.
  • Уложить и распределить по геотекстилю мытый песок толщиной 5 см и пройтись по нему катком или, что правильно, виброплитой.
  • Уложить георешетку с ячейкой 20 см.
  • Засыпать вторичный бетонный бой (щебень из лома бетона) фракции 20-40 на высоту выше, чем георешетка на 5 см. Утрамбовать.
  • Насыпать гранитный щебень фракции 5-20. Утрамбовать.

Kidim1975 попросил пользователей портала оценить его задумку и, если нужно, прокомментировать правильность «пирога».

В вышеописанной схеме пункт 2 лишний. Песок лучше использовать не мытый, а гравелистый, крупной или средней фракции, карьерный. Толщина слоя песка от 10 см. Что касается георешетки, то нужно считать рентабельность её использования. Также для устройства дороги оптимальнее применять гранитный щебень. Если финишным слоем насыпать отсев, то это увеличит срок службы дороги.

По мнению Groundworkturf, хотя производители и продавцы говорят, что применение георешетки позволяет экономить около 50% заполнителя ячеек — гранитного щебня фракции 20-40, на самом деле экономия щебня составляет примерено 25-30%.

Отсюда: экономическую выгоду от применения георешетки можно легко подсчитать, зная её стоимость и цену щебня. Если стоимость георешетки значительно меньше 30% стоимости щебня, то есть смысл в её использовании. Также заполнение георешетки щебнем требует ручного труда, а это увеличивает трудоёмкость работ.

Важно: щебень, в отличие от гравия, имеющего гладкие края, или вторичного бетонного боя, обладает эффектом заклинивая. Кроме этого, гранитный щебень — прочный и долговечный материал. В идеале крупный щебень нужно расклинить щебнем мелкой фракции, а затем на слой мелкого щебня уложить отсев, который уже расклинит мелкий щебень.

В итоге «пирог» подъездной дороги для проезда тяжелого транспорта может выглядеть так:

  • геотекстиль плотностью 300 г/кв. м;
  • песок — минимум 10 см;
  • гранитный щебень фракции 20-40 — минимум 15 -25 см;
  • гранитный щебень фракции 5-20 — минимум 5-10 см для расклинивания предыдущего слоя щебня;

Дополнительно, как финишное дорожное покрытие:

  • отсев;
  • асфальтовая крошка.

В результате «мозгового штурма» Kidim1975 нарисовал следующую схему правильной подъездной дороги.

Кроме этого, прилагается схема съезда с дороги, которая находится выше, чем основная дорога примерно на 1 метр и водоотвод с соответствующим уклоном.

Дренаж, или водоотводящие канавы являются обязательным компонентом при устройстве подъездной дороги, иначе вода будет застаиваться и размывать грунт под песчано-щебеночной подушкой. Это особенно важно в период снеготаяния и выпадения обильных дождей.

Подведение итогов: при самостоятельном устройстве дороги главное – избежать соблазна сделать её, руководствуясь принципом «и так сойдёт», выбирая материалы подешевле, т.к. переделки всегда обходятся дороже. Поэтому, прежде чем строить подъездные пути, следует изучить информацию на портале и, при возникновении вопросов, задать их специалистам.

Советуем изучить темы: въездная дорога надолго и недорого и подъездная дорога по торфу. В статье приведены «пирожки» оснований для садовых дорожек из плитки и брусчатки.

В видео – мастер-класс по укладке садовой дорожки с подсветкой.

Читайте также:
Дом с баней под одной крышей: проекты на фото

Этапы создания дорожек из кирпича

Отправим материал на почту

  • Особенности материала
  • Этап первый – планирование
  • Этап второй – разметка
  • Этап третий – земляные работы
  • Этап четвертый – формирование бордюра
  • Этап пятый – мощение
  • Коротко о главном

Правильное планирование пешеходных тропинок на садовом участке – важное дело. Нужно обозначить центральный проход от въездных ворот до парадного входа в дом, обвязать между собой все строительные объекты, подумать о прогулках в самых отдаленных уголках, о путях передвижения, позволяющих качественно ухаживать за ландшафтом. Если дом возводится из камня, дорожки из кирпича помогут связать воедино оформление вертикальных и горизонтальных плоскостей. Расскажем, какие преимущества имеет подобное мощение, какие нюансы нужно учитывать при его создании.

Особенности материала

Для мощения садовых дорожек можно использовать и строительные отходы. При желании на участке могут появиться и дорожки и старого кирпича или остатков, скопившихся после демонтажа старых кладовок. В этом случае придется немного повозиться с расходуемым материалом, почистить каждый элемент, убрать остатки старого раствора, затем поломать голову и подумать над рисунком раскладки. Но результат того стоит.

Практика показывает, что даже вторсырье помогает создавать прочное мощение, способное прослужить десятки лет. Применение бросового ресурса экономит немалую сумму. Попутно решается проблема утилизации отходов с выгодой для семейного бюджета. Если доступен материал в разных цветовых решениях дорожки на даче из старого кирпича получаются особенно красивыми. О чем свидетельствует следующее фото.

Важно учитывать, что под действием минусовых температур, льда и снега битый кирпич быстро выходит из строя. Он расслаивается, разрушается. Но дорожка все равно прослужит не менее 10 лет.

Когда благоустройство участка осуществляется с нуля и есть желание все сделать новым, для мощения используются полнотелые кирпичи – брикеты с минимальным количеством пустот. Они имеют высокую прочность на сжатие и на изгиб, хорошо противостоят морозам, не деформируются, не крошатся после нескольких циклов замораживания и оттаивания. Своих свойств материал не теряет на протяжении десятков лет. Он хорошо подходит для мощения, но имеет лишь один недостаток. Производители выпускают два вида пустотелых кирпичей: есть желтые и красные брикеты. Конечно, более эффектно смотрятся дорожки из красного кирпича. Желтые быстро пачкаются, поэтому декоративные свойства оформления участка заметно снижаются.

Немецкие строители еще сто лет тому назад для мощения городских улиц использовали клинкерный кирпич. Он изготавливался на основе тугоплавкой глины и воды. Особая технология обжига придавала брикетам особую прочность. Современные производители обратились к ней и стали активно использовать для выпуска особого тротуарного кирпича. Поэтому сегодня в продаже есть брикеты классической прямоугольной формы и фигуристые кирпичи с гладкой или шероховатой поверхностью. Фактура лицевого слоя у них бывает разной: матовой или глянцевой. Она может искусно имитировать натуральный камень. Если выложить дорожки на даче из кирпича такого типа, его потом можно легко демонтировать и использовать повторно без потери основных свойств и качеств клинкера. Такая потребность иногда возникает при замене водопроводных труб или канализации.

Какой бы кирпич не был выбран для декорирования пешеходных тропинок, результат сможет гарантировать качество, долговечность, безупречный внешний вид только при условии соблюдения всех рекомендаций по укладке штучных брикетов. Она происходит в несколько этапов.

Этап первый – планирование

Важно заранее продумать форму дорожек, их протяженность, размеры, ширину. Существуют нормативы, которые при этом нужно учитывать. Так, например. Минимальная ширина прогулочной тропинки должна составлять не мене двух метров. Тогда по ней могут свободно передвигаться два человека.

Дорожка должна проходить на расстоянии двух метров от высоких деревьев. Если сделать ее ближе, корни растений со временем приведут к разрушению мощения.

Повороты тропинок, для удобства их эксплуатации, должны быть плавными. На этапе планирования полезно сразу определиться и с рисунком мощения. Проще всего делать обычную кладку. При ней бруски выставляются на пол плашмя или ребром друг к другу. Ряды можно смешать, тогда рисунок кладки заметно изменится. Для усиления декоративного эффекта мастера советуют использовать раскладку кирпичей палубным способом или «елочкой». Но это не считается обязательным.

Видео описание

В видео рассказывается о шахматной раскладке кирпичей при создании садовых дорожек:

Можно придумывать разные способы, создавать узоры, орнаменты, сочетая бруски разной расцветки, разного размера, разной формы. Любые эксперименты допустимы. Но чтобы конечный результат выглядел красиво, важно еще на этапе планирования сначала сделать рисунок будущего мощения на миллиметровой бумаге, а потом по нему делать раскладку брусков на месте.

От узора мощения зависит не только внешний вид садовых тропинок. Способ укладки меняет свойства покрытия. Так, например, дорожки из кирпича на дачном участке, в которых бруски уложены «елочкой», придадут основанию большую устойчивость к нагрузкам. Что ценно, когда тропинка идет с подъемом. Паркетный способ укладки кирпичей смотрится более выигрышно, когда облицовывается большой участок. В этом случае укладка нового ряда начинается с середины кирпича первого. Узорное плетение помогает выделить места пересечения дорожек. Здесь они смотрятся более уместно.

Читайте также:
Каркасная баня своими руками: как построить самому быстро и без ошибок

Еще один момент. Важно еще на этапе планирования выбрать цвет мощения. Здесь решать должен сам хозяин. Дорожки из красного кирпича смотрятся очень красиво. Они хорошо обозначают границы функциональных зон. Их сложно скрыть даже растениями. Это значительно усиливает функциональность дизайна ландшафта.

Многие выбирают оформление дорожек при помощи кирпичей контрастных цветов. Здесь нужно быть очень аккуратным. Нельзя допустить того, чтобы узор тропинки стал доминирующим в оформлении сада. Это отвлечет внимание от архитектуры самого дома. А в оформлении придомовой территории его нужно делать главным. Все остальное призвано подчеркивать архитектуру и отделку, а не затенять ее.

Этап второй – разметка

Во время ее проведения рисунок расположения будущих дорожек с проектного чертежа переносится на место. Сначала, вооружившись рулеткой, необходимо отмерить самые большие прямые участки, обозначить их контуры колышками, а потом натянуть между ними нитки. По ним на земле порошком мела можно визуализировать разметку и понять, где, что нужно поправить. Изгибы, отводы, повороты формируются в последнюю очередь. Их наличие в ландшафтном дизайне – дело обычное.

Этап третий – земляные работы

Они помогают подготовить основание для мощения. Для этого по линии произведенной разметки лопатой необходимо снять слой грунта, толщиной в 25 см, сделать траншею. На ее дно высыпать слой песка, толщиной в 5 см и тщательно утрамбовать его специальным инструментом. Утрамбованный слой песка закрывается геотектилем. Он не позволит траве прорастать в толщу будущей дорожки.

На поверхности геотекстиля сооружается подушка из слоя утрамбованного песка толщиной в 5 см и щебня толщиной в десять сантиметров. Поверх дренажного слоя снова сооружается подушка из песка. На нее расстилается второй слой геотекстиля. На этом земляные работы заканчиваются.

Этап четвертый – формирование бордюра

Важно края периметра траншеи правильно оформить. Бордюр придает конструкции дорожки завершенный внешний вид. Он предотвращает прорастание сорняков, не дает мощению, потом в дальнейшем расползтись, поэтому тропинка кирпичная служит так долго. В качестве бордюра может выступить лента из пластика. Вместо нее можно выложить на ребро кирпич или сделать бетонную окантовку. На рынке есть готовые элементы для окантовки дорожки. Они разные по длине и ширине, использовать их удобно. Главное подобрать правильное оформление. К широким дорожкам подходят массивные по форме аллеи, для узких тропинок нужно выбирать миниатюрные.

Когда бордюр засохнет, на геотекстиль высыпается сухая смесь из песка и цемента. Она выравнивается по периметру дорожки правилом. Теперь все готово к укладке кирпичей.

Этап пятый – мощение

Кирпич выкладывается по приготовленной схеме. Бруски слегка утапливаются в основание, а потом каждый простукивается аккуратно резиновым молотком. Это действие помогает улучшить посадку. Если брусок провалился и упал ниже нужного уровня, его нужно снять, подсыпать под него сухую смесь из песка и цемента, а потом заново уложить. После сборки мощения на его поверхность высыпаются остатки сухой смеси, а потом щеткой они прометаются для заполнения швов. На завершающем этапе дорожка проливается водой. Она поможет швам схватиться. Через три дня процедуру заполнения швов цементно-песчаным раствором нужно повторить. Зная о том, как выложить дорожку из кирпича, можно правильно рассчитать количество необходимого материала и контролировать этапы выполнения работ приглашенными мастерами.

Видео описание

В видео подробно рассказывается о том, как собирается садовая дорожка из кирпича:

Коротко о главном

Садовые дорожки – важная часть ландшафтного дизайна. Их можно сооружать из нового и битого кирпича. Этот строительный материал обладает высокой прочностью, он прекрасно переносит морозы, хорошо выдерживает десятки циклов заморозки и оттаивания.

Технология мощения предельно проста: вырывается траншея, на дне ее сооружается многослойная подушка из песка и щебня. Она накрывается геотекстилем. Оставшееся пространство заполняется сухой смесью из песка и цемента. В нее укладываются кирпичи и вдавливаются легким постукиванием резинового молотка. Швы заполняются той же сухой смесью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: