Банные традиции и сакральный смысл русской бани
Таких и подобных поговорок про пользу русской бани очень много. И дело не только в том, что мыться просто необходимо, а прогревание тела полезно для здоровья. Об этом мы еще поговорим. Дело в том, что баня всегда считалась сакральным местом, местом силы, и об этом важно помнить. Тогда и пользы от посещения бани в разы больше будет.
Почему русская баня считается местом силы?
Во-первых, расположение. Баня – это место, которое и не свое (как дом, где живут) и не чужое (как лес или мир духов). И располагалась баня обычно на границе участка или вовсе у реки – на границе между сушей и водой. Все это определяло баню как место перехода, место, где дверь в тонкий мир духов всегда приоткрыта, а значит, и энергии здесь могут быть совсем не из нашего мира.
Во-вторых, в бане соединяются и проявляются очень ярко все стихии: огонь, вода, земля, воздух. Про огонь понятно, с водой и воздухом тоже вопросов нет, а вот земля раньше была доступнее, ближе, когда полы земляные были. Сейчас к стихии земли можно отнести камни в каменке или даже кирпичи, из которых печь сделана. Также стихию земли представляет дерево – само помещение, если это сруб, дрова в печи, лавки, веники.
Соответственно, человек не является полноценным хозяином бани, делит это пространство со стихиями природы и энергиями из иного мира. Все это наделало посещение бани особым смыслом, обрастало ритуалами и поверьями, сказками и легендами.
Какие обряды проводились в бане?
Обряды посвящения, инициации. Сюда относятся все обряды, которые предполагают переход из одного статуса в другой, из одной роли в другую. Они позволяли гармонично завершить прошлый жизненный этап и получить благословение на следующий.
В современном обществе к таким переходным праздникам можно отнести дни рождения, выпускные, свадьбы, рождение и роды, посвящение в студенты, проводы в армию, проставления на работе по поводу трудоустройства или увольнения и многие, многие другие. И вроде все эти события праздниками остались, а вот смысл именно инициации практически растеряли.
Такие обряды необходимы, чтобы не потеряться, не заблудиться в переходном состоянии, когда человек особенно уязвим и растерян, когда от старого опыта уже ушел, а к новому еще не пришел, не был принят новым. Обряды инициации позволяли пройти этот период максимально мягко, без лишних травм и стрессов. Мы не будем сейчас все их перечислять, но найти их нетрудно, если, конечно, вам захочется вернуть в свою жизнь, некоторые традиции предков для достижения успокоения и гармонии.
Баня и ладки-правки. Ладки и правки в бане напоминают разновидность массажа, однако смысл здесь в комплексном подходе, когда задействовано не только тело, но и душа, и мозг.
Баня не только прогревает тело, подготавливая мышцы для самых разных манипуляций, но и расслабляет, раскрепощает человека. Тело становится мягким, душа – открытой, а ум – свободным и чистым. В этом состоянии можно работать с внутренними установками, наполняясь живительными энергиями, лечить душу медитациями и расслаблением, оздоравливать физическое тело.
Вариантов ладок и правок в бане существует много, есть, из чего выбирать. Это могут быть медовые ладки, ладки палочками и камнями, которые собираются в особых местах, бесконтактные ладки. Думаю, интуитивно вы уже догадались, что смысл наладить и поправить в человеке все, что в этом нуждается, а насколько целительными оказываются такие процессы, каждый решает сам.
Банные чистки. На физическом уровне все опять-таки понятно: очищение тела от грязи и ороговевших клеток, выведение токсинов и шлаков. И все это, конечно, требует внимания и правильного подхода. Но если говорить о сакральном смысле парения, то важно проводить чистки от негатива, от застоявшихся обид и токсичных отношений, от ненужных связей и мыслей, одним словом, от всего отжившего.
Соприкасаясь со всеми стихиями, стоя у приоткрытой двери в иное измерение, можно легко отправить в небытие все то, что мешает вашей свободной и счастливой жизни. Звучит, конечно, пафосно, но ведь главное, это результат. Причем, для подобных чисток даже не обязательно проводить специальные ритуалы. Это вполне может быть ваша личная практика с любым способом отпускания. Даже просто проговоренная вслух или про себя фраза со словами «уйди», «отпускаю», «прощаю» и подстановка в продолжение всего того актуального, что вам важно оставить, уже будет работать, поскольку баня многократно усиливает все эти импульсы. Кроме того, баня создает безопасное пространство, которое «переваривает» негативные энергии, сброшенные вами. В любом другом месте такие энергии могут навредить, будучи снова включенными в свое или чужое энергетическое поле.
Конечно, для этой цели можно использовать и специальные заговоры, но выбирать их стоит внимательно и осторожно.
Опять же, верить или нет, личное дело каждого, но ведь никто не мешает проверить и взять этот инструмент на вооружение, если он будет работать.
Кстати, именно поэтому в бане категорически не рекомендуется употреблять алкоголь. В состоянии искаженного сознания можно много дел наворотить, почистив совсем не то и накликав лишнего. И это если даже не учитывать вполне рациональное влияние алкоголя на здоровье в сочетании с высокими температурами и влажностью.
Конечно, обрядов и ритуалов намного больше, мы рассмотрели лишь самые основные направления, но и их достаточно, чтобы составить представление о традициях русской бани и о значимости этих традиций в русской культуре. Современные бани ничуть не хуже подходят для проведения подобных обрядов, для сохранения и передачи всех этих сакральных смыслов. А все, что обогащает нашу жизнь, так или иначе заслуживает внимания, правда?
Главное, также помнить, что создать необходимый микроклимат теплоты и комфорта в бане не менее важно. Ведь без соответствующей атмосферы получить нужный эффект очищения будет сложно. Поэтому, нужно особенно трепетно подходить к выбору очага для бани, а значит выбрать качественную банную печь для настоящей русской бани необходимо правильно.
С легким кошмаром! Самые жуткие и отвратительные банные обычаи Руси
Старинное русское пожелание «С легким паром», которое используют завсегдатаи бань, немного теряет свою привлекательность после изучения ряда специфических банных обычаев, испокон веку практикующихся на Руси. Если вы думаете, что русские парные кроме мытья использовались только для гаданий и любовных утех, то глубоко заблуждаетесь. Существует множество жутких обрядов, вязанных с этим сакральным для русского человека местом.
Банные похоронные обряды
Многим известно, что на Руси в банях принимали роды и там же готовили в последний путь умерших. Но мало кто знает, что там же парили души мертвых на сороковой день. Родственники покойного брали новый кусок мыла и лучший веник, чтобы «парить» пустую лавку, на которой якобы расположилась душа.
Существовали особые пожелания для умершего, чтобы банька приносила ему больше удовольствия. В некоторых районах России парили не только на «сороковины», но и на Радуницу — день поминовения усопших. В особый день, посвященный памяти умерших, парили как преставившихся недавно, но и давно умерших родственников, чтобы заручиться их поддержкой.
Стоит ли говорить, что этот языческий обычай не приветствовался православной церковью. Но еще менее христианским считался другой обряд — умерщвления стариков в бане. Этот обычай был распространен в деревнях Ингермандандии (Ижорской земли), вплоть до позднего Средневековья.
Историк Наталья Вялецкая в своей книге «Языческая символика славянских архаических ритуалов» пишет, что умирающих стариков зимой приносили в баню, обмывали как покойника и оставляли на лавке в нижней рубахе. Чтобы душа быстрее отправилась к предкам, над стариком разбирали часть крыши. Мороз быстро делал свое дело, и смерть приходила очень быстро.
Если морозы были особенно сильными, а почва глубоко промерзала, умершего и хоронили прямо в бане — выкопав могилу в земляном полу парной. Весной гроб с останками извлекали и переносили на погост. Вялецкая пишет, что такие обряды практиковали жители деревни Карстала (ныне Коростель, в Кингисеппском районе Ленинградской области).
Пыточный застенок
Хорошо известно, что многие иностранные гости воспринимали русскую парную баню как особое место для самобичевания и несмертельных пыток. Они никак не могли понять, что русские бабы и мужики хлещут друг друга вениками не из-за мазохизма, и не принося жертву своим странным бородатым святым, а просто для очищения души и тела.
Но честно говоря, использовали баню и для настоящих пыток. Практиковали это во времена Опричнины, при Иване Грозном. Нет, в парной не устанавливали дыбу и не загоняли иглы под ногти — подозреваемого просто «парили» горящим веником. Такая изощренная пытка была эффективнее поджаривания несчастного на открытом огне — допрашиваемый испытывал невероятные мучения и при этом мог протянуть достаточно долго.
Идеально подходила русская парная и для другого, более изощренного способа пытки. Допрашиваемого запирали в парной и топили ее до тех пор, пока тот не взмолится о пощаде или не потеряет сознание. Потом бедолагу окатывали водой и пытка начиналась снова. Могли и по-простому — ошпарить строптивого узника кипятком.
Банные мазурики
Русский писатель и краевед Владимир Гиляровский был одним из лучших экспертов в области московского уголовного мира. По его словам, больше всего хлопот столичным любителям пара доставляли банды банных воров. Злоумышленники внешне ничем не отличались от обычных посетителей, также мылись и парились, но в это время зорко поглядывали вокруг, выбирая удобный момент.
Неожиданно один из мазуриков поддавал воды на каменку так, что все оказывались в густых клубах пара и на некоторое время оказывались дезориентированы и ошпарены. Они вскакивали из парной в мыльню, а воры в этот момент срывали с шестов одежду и ретировались. Иногда они прятали одежду и другие личные вещи тут же, в бане, чтобы не попасться с ними на выходе и забрать позднее.
Так орудовали в «простонародных» банях. Там, где основным контингентам были купцы, зажиточные горожане и люди дворянского сословия, работали гардеробы. Сдав одежду, посетитель получал жестяной номерок на веревочке, который можно было повесить на шею или запястье. В таких парных воры умудрялись незаметно подменить номерок и забрать дорогую одежду в гардеробе. Кстати, стоимость украденного приходилось возмещать служащим бани.
В Москве многие владельцы бань и даже отдельные работники, платили преступникам «отступные». Это позволяло сохранить не только деньги, но и репутацию заведения. Воры, получавшие стабильную мзду от бань, следили за тем, чтобы там не орудовали чужаки. С нарушителями расправлялись быстро и жестоко — их беспощадно калечили или даже убивали.
Вообще, парные бани считались опасным местом промысла и воры боялись попасться там сильнее, чем в лавке или на рынке. Боязнь быть пойманными была не напрасной, ведь баня для русского человека — святое, а обокравший беспомощного, намыленного посетителя не заслуживал никакого снисхождения.
Поэтому полицию, от которой воришка легко мог откупиться, вызывали далеко не всегда, а со злоумышленником расправлялись своими силами. Пойманного с поличным вора нагим привязывали к одной из колонн парной или мыльни и каждый имел возможность выместить на нем свою злобу. Преступников пинали, щипали и били в лицо кулаком, выкручивали им носы и уши, хлестали арапниками и колотили тростями.
Иногда наказуемый не выдерживал экзекуции и отдавал Богу душу — в таком случае искать виновного было бесполезно. Но чаще всего милосердный русский народ вовремя прекращал расправу и избитого до полусмерти жулика выбрасывали в чем мать родила на улицу. При этом скидки ему не делали, даже если на дворе стоял трескучий мороз.
Бани и гомосексуализм
В конце 19 — начале 20 столетия бани в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург стали использоваться гомосексуалистами как места свиданий. Особенно славились своим «голубым» контингентом питерские парные. Журналист Руадзе, специализировавшийся на криминальных новостях, писал в 1905 году, что Знаменские бани в Санкт-Петербурге превратились в настоящий мужской бордель.
В этих банях можно было не только уединиться с любовником в отдельном номере, но и попросить банщика о «дополнительных услугах», оплачиваемых отдельно. Доходило до того, что постоянные посетители бань покупали абонементы на стандартные и нестандартные услуги персонала. На свой вкус банщика или массажиста выбирали в специальных альбомах, похожих на те, что предлагали клиентам в дорогих публичных домах.
Завсегдатаями «голубых» бань были многие известные личности того времени и даже особы царских кровей. Например, известным любителем «попариться с дополнительными услугами» был великий князь Константин Константинович, дядя последнего российского самодержца Николая II. Работали в банях и проститутки — к началу Первой мировой войны они стали настоящей проблемой для больших городов и предлагали свои услуги везде, где собирались мужчины.
Баня с другого ракурса: банные традиции, приметы и суеверия
Коли б не баня, то все бы мы пропали (поговорка)
Ах, русская банька! Даже захотелось перефразировать слова классика: кто не любит русской бани? Или еще так: любите ли вы баню так, как люблю ее я? Для русского человека баня – это не просто гигиеническая процедура. Это ритуал, это целый комплекс мероприятий, который с успехом может заменить дорогой сеанс в СПА-салоне. Сколько удовольствия и наслаждения доставляет баня! А сколько пользы!
Русская баня у реки
Немного истории
Наши предки-славяне начали строить места для омовений еще в глубокой древности и гораздо раньше, чем таковые появились у других народов. Так что наша русская банька уже упоминалась в устном творчестве даже в те далекие времена, когда письменности у многих народов не было и в помине.
Баня внутри
Уже в начале первого тысячелетия на Руси пользовались банями. Но не только славяне любили банный пар: издревле люди разных народностей сооружали подобные строения.
Древние русичи верили в великую целительную силу бани, считали, что она очищает не только тело, но и душу. Здоровье всегда связывалось с чистотой: недаром жестокие эпидемии чумы, когда-то выкосившие население более чем половины Европы, не коснулись Руси.
Хороша банька!
Но сегодня у нас речь не о пользе бани, об этом уже достаточно написано в публикациях нашего сайта. Давайте попробуем взглянуть на баню с другой стороны и вспомним стародавние банные традиции, приметы и суеверия. Баня издавна у большинства народов являлась местом священным, мистическим и загадочным, где можно было встретиться с таинственными силами и духами потустороннего мира.
Для чего ты, банька?
Основное предназначение бани – омовение и парение. Но не только для этого служила баня у наших предков. Она была непременным атрибутом всей жизни русских людей. Все существенные и значимые события так или иначе были связаны с баней: свадьба, рождение, лечение. Существовала в селениях такая традиция – непременное посещение бани накануне венчания и на другой день после свадьбы.
В ней не только мылись, но и стирали белье; в бане лечили и «правили» кости; роды, родовспоможение тоже проходило в бане. Ведь лучшего места для этого в крестьянском подворье было не найти: тут и чисто, и тепло, и горячая вода есть. И здесь же занимались гаданием, колдовством, делали заговоры или снимали порчу.
Баня на берегу озера
В баню шли париться в период трудных жизненных ситуаций и испытаний, а также предчувствуя дыхание смерти. Так что баня была одним из важнейших мест в обиходе нашего народа и пользовалась особым почетом. В древности считалось, что баня способствует как телесному, так и духовному очищению.
Банная нечисть — духи бани
По старинным поверьям, в бане обитали свои собственные банные духи, главным среди которых был банник – своеобразный банный домовой. По старославянским верованиям, этот представитель потустороннего мира был любитель пошутить и попугать: мог запереть банную дверь так, что и не выберешься, навести на человека морок. Потому в баню обычно не ходили поодиночке и старались в ней не ночевать.
Но банник – это мужской дух бани, а был еще и женский по прозванию обдериха. Обдериху считали особенно опасной для беременных женщин и рожениц, поэтому они никогда не ходили в баню одни. Считалось также, что банник и обдериха плохо уживаются вместе.
Некоторые представляют себе банника так. Фото сайта taynikrus.ru
Банника представляли маленьким темным старичком, этаким карликом, а обдериху в виде призрачной женской фигуры с длинными спутанными космами волос и торчащими изо рта зубами.
Приметы для бани
- париться следовало только в определенное время: летом нужно было помыться до полуночи, а лучше до 18 часов (считалось, что ночью в бане парится банник). Зимой же в баню следовало ходить только до полудня. Посещать баню ночью, как и ночевать там, категорически не следовало;
- нельзя было заходить в баню без стука или надо было предварительно спросить разрешения;
- после мытья должна была оставаться вода и кусочек мыла для банника;
- понедельник считался запретным днем, зато четверг и суббота – самыми благоприятными банными днями;
- в первую очередь в баню всегда ходили мужчины, и только после них могли идти остальные домочадцы;
- существовали некоторые правила поведения в бане: вести себя нужно спокойно, не ругаться, громко не разговаривать и не смеяться, не стучать шайками и ковшами;
- в пьяном виде нельзя ходить в баню, так же как и с нехорошими, блудными мыслями;
- плевать на камни печи категорически запрещалось, да и то – можно было получить от банника ответный плевок, или, чего доброго, мог герпес приключиться;
- после каждого банного дня баню приводили в порядок и оставляли в чистоте;
- ходили в баню только по 3 захода (3 пара): считалось, что на четвертый заход парится сам банник.
Банное убранство
Иногда под порог бани клали монетки, а после банных процедур благодарили банника и оставляли для него кусочек мыла и старый веник – ему ведь тоже нужно помыться и хорошо попариться.
Банные традиции
Издавна существует традиция: для гостя после долгой дороги обязательно топили баньку и отправляли попариться и помыться. И сейчас это очень широко практикуется, особенно в нашей дачной жизни. Гостей и друзей везут на дачу – на баню и шашлычки.
Раньше не любили ходить париться в одиночку, так как считалось, что одному человеку в бане встретиться с нечистью гораздо легче, и это может стать даже угрозой для жизни. И в самом деле, есть в этом определенный смысл: а вдруг человеку в жаркой бане станет нехорошо — ему будет кому помочь.
Банные принадлежности
В бане обычно использовали индивидуальные средства для мытья (мочалки и мыло), особенно больные люди, чтобы не передать болезнь. Веник должен быть также свой у каждого парильщика. И сейчас эти правила вполне разумны с точки зрения гигиены.
У заядлых парильщиков принято после горячего пара обливаться ледяной водой, а зимой даже купаться в проруби (если таковая имеется рядом) или прыгать в снег. Мало кто знает, что и эта традиция идет издревле, когда считали, что обливание холодной водой очищает духовно.
Прорубь возле бани
Если баня сгорела, то на этом месте никогда не возводили больше никаких построек – ни бани, ни жилого дома. Это место считалось проклятым, и новое строение могло постигнуть то же несчастье.
В старину в бане не употребляли спиртное, ведь банник этого совсем не выносит, и даже верили, что он может содрать кожу с выпивающих. Этот запрет вполне обоснован – нетрезвый человек в бане может легко получить травму, обжечься, потерять сознание. А сколько в русском языке имеется пословиц и поговорок про баню! Это еще раз подтверждает важнейшую роль бани в жизни нашего народа.
Банные венички
Стоит еще сказать и про веники. Это очень важный банный атрибут, ему всегда уделяли серьезное внимание. Заготавливать веники следует в определенное время – примерно в середине июня, а вязать их можно только в полнолуние.
Когда ломают или срезают ветки для веника с березы, дуба или другого дерева, у него надо попросить прощения. Что ж, хочется добавить, что когда мы приходим в лес за чем бы то ни было, действительно стоит попросить разрешения взять что-то из природы.
Веники — непременный банный атрибут
Веник всегда нужно было иметь каждому свой – негоже пользоваться им после кого-то. Раньше верили, что с чужим веником можно забрать на себя болезни и неприятности его хозяина.
Вот такие интересные традиции и поверья связаны с баней. И сейчас русская баня в большом почете у народа и пользуется особой любовью. Наверное, ко всем этим старинным суевериям следует относиться с определенной долей здорового скептицизма, но некое разумное зерно все-таки есть во многих традициях.
Вот она — банька!
Не стоит их забывать. Давайте будем пользоваться этим великим благом, которое нам подарили наши далекие предки – русской баней, для собственного здоровья и удовольствия. Легкого вам пара!
Русская баня – целитель
Испокон веков русский народ любил париться в бане, здесь люди черпали силы, лечились от недугов, закалялись телом и молодели душой. «Народный лекарь» – так исстари называли русскую баню и говорили: «Баня парит – здоровье дарит». Современные исследования подтвердили лечебную ценность бани. Она благотворно действует на нервную систему, мышечный аппарат, кровообращение, кожу и другие органы и системы, тренирует потовые железы. Потоотделение не зря называют «уборщиком мусора», при нем выходят наружу отработанные шлаки, облегчается работа почек, улучшается водно-солевой обмен, нормализуется обмен веществ, восстанавливаются функции позвоночника при остеохондрозе. После бани лучше дышится. И не только потому, что прочищены поры, но и благодаря усилившемуся кровообращению. Баня – это и стимулятор белкового обмена: лучше усваиваются белки, жиры, углеводы, минеральные элементы; обмен веществ повышается примерно на треть. А уж удовольствие от массажа свежим, душистым веником и его упоительного, заполняющего легкие пьянительным ароматом запаха… Наша книга расскажет вам, как получить максимум пользы и удовольствия от русской бани. Как и когда заготовить целебные травы и веники, как усилить положительное действие банных процедур при помощи ароматерапии, как правильно массировать распаренное тело, какие косметологические процедуры хорошо совмещаются с посещением парной и еще много, много полезной информации для вашего здоровья и удовольствия. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Оглавление
- Вместо предисловия
- Древние обычаи и традиции русской бани
- Устройство русской бани
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская баня – целитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Древние обычаи и традиции русской бани
Важнейший символ Руси — баня. Баня очищала и возрождала тело и дух, избавляла от всевозможных недугов и болезней. Очень почитаемыми и значимыми для наших предков были обычаи и традиции принятия банных процедур.
На Руси вся жизнь человека была связана с баней. В бане человек рождался, в бане искал исцеления и очищения души и тела. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очиститься в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очиститься» и лишь потом угощали напитками и едой.
Замечательные целительные свойства банных процедур известны издавна. Из оздоровительной и гигиенической процедуры она превратилась в особый традиционный ритуал. Банные обычаи у каждого народа свои, но их объединяет всеобщее стремление людей к животворной энергии воды, которая как в виде пара, в горячем и в холодном состоянии исцеляет душу и тело.
Самые первые бани создала сама природа. Водоемы, которые подогревались горячими термальными ключами, были и купальней, и парной. В странах, где таких источников не было, пар образовывали тем, что лили воду на раскалённые на огне камни. О благотворном влиянии бани на организм человека знают практически все народы мира.
А между тем, банные обычаи на Руси появились задолго до славян. Есть свидетельства, что древние скифы, жившие на территории Руси, уже пользовались баней. Они часто устраивали походную баню, которая была очищающей, лечебной процедурой и просто удовольствием и пополнением жизненных сил. Шалаш покрывали войлоком, а внутрь помещали сосуд с раскалёнными камнями. Когда скифы кидали на камни конопляное семя, поднимался душистый пар. Человек, который находился внутри шалаша, под воздействием жара не только потел, но и вдыхал целебные пары. Геродот, описывая баню скифов, отмечал, что никакая эллинская баня не сравнится с ней, принимая банные процедуры, скифы просто вопят от удовольствия. Кроме этого скифские женщины специально для бани готовили специальную пасту из растёртой коры и хвои кедра, кипариса и других целебных растений. В смесь подливали воду и натирали ею всё тело. После смывания тело становилось очень чистым, блестящим и хорошо пахнущим.
Банные обычаи древних славян связаны с духовностью нации. Славяне верили, что и рождение, и смерть нарушают невидимые границы между мирами живых и умерших. Такой таинственный, мистический и опасный процесс не должен происходить в жилище человека. Поэтому рожениц у славян на время родов и ещё несколько дней после родов переселяли в хорошо протопленную баню. После того как младенец появлялся на свет, глава семьи торжественно выносил новорождённого из бани. Он должен быть представлен всем Божествам Мира и всем Стихиям, ведь он отдавался под их покровительство.
Наиболее почитаемыми и могущественными были: бог Солнца и Огня и богиня Воды и Дождя. Эти силы в виде жара и воды соединялись и удваивались в бане, славяне во время принятия банных процедур, перенимали часть их силы и могущества.
Никакую баню нельзя сравнить с баней русской, она гораздо сильнее воздействует на человека. Слава о ней распространилась по миру. Иностранные путешественники считали её одной из главных составляющих русской экзотики. Образ русского человека был связан с любовью к парной бане. Иностранцев поражало невиданное здоровье и закалённость русских.
Член Петербургской императорской академии Вильям Тук отмечал, что среди русских распространено всего несколько болезней. Женщины рожают в банях, и роды проходят легко, и по сравнению с другими странами, количество мёртворожденных детей ничтожно мало. Также он говорил о том, что от болезней у русских лишь несколько снадобий, и то вместо них они употребляют баню. Он считал, что только благодаря бане русские имеют исключительное здоровье и долголетие.
Бани на Руси были неотъемлемой частью жизни людей. Никакое важное событие в жизни человека не обходилось без бани. Поэтому и сложились особые банные традиции и обряды. Баню почитали, уважали и любили. Туда шли, чтобы освободится от всего, что нарушает целостность тела и души, используя целебную силу жара и воды. В баню ходили каждую неделю, перед праздниками, перед венчанием и после свадьбы, в бане рождались и уходили из жизни. Также бани натапливались в случае болезни. Баня излечивает практически все болезни, поэтому все хвори и недомогания люди лечили и восстанавливали жизненные силы в ней. По народному поверью, если больному не помогла даже баня, то ему уже ничто не поможет.
Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон и на сороковины шли в баню. Покойного после смерти обязательно обмывают. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похороненный чист перед встречей с Богом.
Банные традиции предписывают, что перед свадьбой подруги невесты обязательно должны парить её в бане. В некоторых местах в XIV–XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей.
Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Они ели его без присутствия посторонних, после посещения бани.
Люди свято верили, что баня смоет все их грехи. Вся свадебная банная процедура сопровождалась песнопениями и прочими обязательными традиционными обрядовыми ритуалами.
Банных традиций придерживались все, независимо от сословия. Не имело значения, кто это был, — царь или простолюдин, но обычай соблюдать должны были все. После проведённой ночи вдвоем мужчина и женщина обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведённой совместно ночи. Такие люди поддавались лёгким насмешкам и шуточкам (все понимали почему люди стоят перед церковью, а не заходит в неё).
Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.
Баня — это было то место, без которого себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, обязательный для всех. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой и другими благоухающими травами. Веники использовали в основном берёзовые.
Русская баня заставляет вспомнить не только русские традиции и здоровье русского народа, но и множество обычаев, обрядов, верований. Большинство из них ушли корнями в древнее дохристианское прошлое. У бани даже есть собственный дух — «банник», который изображается крошечным старичком с длинными ногтями. На Руси его звали банник, лазьник, баенник, байношко. Если вы его увидели, значит, в доме что-то не так, либо ему не понравилось поведение того, кто парится. По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно, или «охальничать». Баннику это не понравится и он накажет нарушителя: подпустит угарного дыма, плеснёт на спину кипятку или вообще обдерёт кожу.
В бане, в которой пытаются ужиться три стихии сразу — воздух, огонь и вода, — во что бы то ни стало водятся нечистые силы. В бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. После того как вся семья помоется, в бане оставляли немного «банного инвентаря» — веник, бадью с водой и разведённый щелок. Таким образом задабривали банника, который приходит париться «на четвёртом кругу», то есть в четвёртую очередь. Из-за этого все члены семьи старались помыться за три «круга».
Банник считался родственником для любой нечистой силы, которая приходила к нему в гости, чтобы попариться, поэтому заходить в баню, когда там находятся нечистые силы, было очень опасно. В случае, если сгорела баня, то нужно было обязательно свернуть шею чёрному петуху и закопать его под порогом новой бани во время строительства, чтобы с ней, чего доброго, не случилось подобное.
По народным поверьям, банник приглашает к себе попариться леших, домовых, овинников, как правило, их именовали одним словом — «черти».
У каждой бани есть своя духовная сущность, банный домовой, хранитель и хозяин бани. Он строго следит за соблюдением правил поведения в бане. Нарушивших правила нещадно карает, а для соблюдающих его законы становится лекарем и духом-охранителем, оберегает от несчастий и берёт под свою защиту. Все стараются расположить к себе банника, приносят ему угощение — ржаной хлеб с солью. Просят разрешения принять банные процедуры, а после них благодарят. Когда выстраивали баню, преподносили банному духу подарок, чёрную курицу, которую приносили в жертву и закапывали под порогом бани.
Считалось, кто вышел из бани обновлённым, тот угодил хозяину бани. А кто вышел вялым, с больной головой — что-то да сделал не так, как положено. О болезни, неизвестно откуда взявшейся говорят: «Из бани вынес». Банник показывается крайне редко в виде лохматого старика. Он обожает тепло, поэтому живет за печкой, а когда сердится, прячется под полок. Он невидим благодаря шапке-невидимке.
Банник всегда давал защиту роженицам. Банный дух охранял мать и дитя — он никогда не оставляли мать одну, боясь подмены ребёнка.
Банник считался знатным лекарем. Все верили, что не только жар и пар помогают, но и способности банного духа. Также домовой бани всегда принимал участие в Святочных гаданиях. В народе верили, что он может предсказывать судьбу. А баня с её духами была самым удобным местом для гаданий, в ней также обучали колдовству и приворотам.
Девушки на Святки гадали в бане на суженого. Брали землю из-под девяти столбов, бросали на печку и приговаривали: «Банничек, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?». В полночь подходили к открытым дверям бани, заворачивали подол платья на голову и приговаривали: «Мужик богатый, хлопни по заду рукой мохнатой», и ждали прикосновения. Если банник касался голой рукой — будет бедный жених, если мохнатой — богатый, мокрой — будет пьяницей, а не дотронется — жениха не жди.
В банях незамужние девицы могли делать приворот на жениха. Брали хворостину от веника, клали на порог для того, чтобы её переступил суженый. После этого привязывали её в парной на самом высоком месте. По поверьям, после того как хворостина высохнет, жених начнёт сохнуть по девушке.
Также девушки гадали с помощью зеркала. Ставили одну девицу в центр круга, вокруг неё очерчивали магический круг и призывали чертей, затем поочерёдно смотрели в зеркало. И ждали, когда черти покажут суженого. Такие гадания были чрезвычайно опасными, «нечистая сила» часто покидала очерченный круг и губила девушек.
В определенные дни в году, которые определяли по церковному календарю (накануне Пасхи, в понедельник Фоминой недели, Дмитрову субботу), баню готовили для недавно умерших родственников и всех предков. Пекли обрядовый хлеб, приносили чистое белье и всё, что необходимо для бани, звали попариться предков и с поклоном уходили. Также топили баню на сороковой день после смерти хозяйки или хозяина.
Банная процедура — это священнодействие, давняя банная традиция и магический ритуал. Это животворящий комплекс, где из Воды, Огня, Дерева и Камня происходит творение жизненной энергии. Силы этих стихий, взаимодействуя, создают гармоничную среду, именуемую Ладом. В России до сих пор баня — это не просто процесс мытья и очищения, а целый культ со своими традициями и правилами.
Тайная сила русской бани: старинные рецепты и традиции
Зима – это любимое время года русских людей, чтобы отправиться в баню. Даже в главном новогоднем фильме “Ирония судьбы, или С легким паром” бане отведена особая роль, ведь именно она становится, по сути, причиной встречи Нади и Жени. Удивительно, но во многих уголках нашей страны верят, что баня – вещь волшебная. Здесь моется не только тело, но и душа. Это место для расслабления, общения и отдыха. Банные традиции нам передаются от древних предков. Где хранятся эти рецепты? Как правильно париться? Какой веник лучше выбрать? И от каких болезней баня может исцелить? Об этом рассказали эксперты программы “Самые шокирующие гипотезы” с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.
Правила парения в бане
Несмотря на то что большинство из нас про то, что нужно делать в бане, знает все, на вопрос – как в бане париться правильно – вряд ли ответит. Первый пункт тончайшей науки париться – подготовка к парению. Начинать процедуры нужно именно с подготовки, ведь баня не случайно имеет несколько помещений, которые условно можно разделить на зоны.
“Подготовительная, сухая зона и влажная. То есть человек раздевается, проходит в душевую, смывает с себя все частички грязи. После этого включается теплая вода – 36 градусов. Потом он обтирает себя насухо и с сухой кожей заходит непосредственно в баню. В бане он находится изначально на нижней полке, где температура ниже. Проходит одна-две минуты. То есть это приспособительный, адаптивный у него период. Дальше человек поднимается выше. После этих одной-двух минут идет перестройка организма”, – отметил врач-физиотерапевт Вячеслав Плохотнюк.
В это время может возникнуть учащение дыхания и сердцебиения, а только затем расслабление организма. Второй этап – прогревание тела. В этот момент человек может находиться на верхней полке в парной 5-7 минут, до появления струек пота.
По завершении парения не стоит тут же покидать пределы парилки. Спуститесь на нижнюю ступень и отдохните. После этого нужно выйти из бани и совершить обливание или обмывание прохладной водой. И помните, общее время, проведенное в парной, не должно превышать 35 минут. А перед каждым ее посещением нужно отдыхать 10-20 минут.
Ошибкой многих парильщиков является терпение до последнего. Ваше тело само знает, как ему лучше. И если оно посылает сигналы, что жар причиняет дискомфорт, игнорировать их не стоит. Большая нагрузка на сосуды может оказать негативное воздействие на организм.
Как выбирать веник для бани?
И какая же русская баня без веника. Это и массаж, и скрабирование кожи, и ароматерапия, и лечение нервной системы. Выбирать его нужно в зависимости от состояния кожи, здоровья и своих желаний. Березовый веник усиливает циркуляцию крови, дубовый – полезен для ухода за жирной кожей.
Благодаря дубильным веществам этот веник очищает кожный покров и делает его более упругим, оказывает противовоспалительный эффект и ускоряет процесс регенерации. Эвкалиптовый веник способствует лечению простудных заболеваний. Полынь же показана при заболеваниях органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Прежде чем использовать веник, его нужно подготовить.
Лиственный “букет” нужно запарить в горячей воде: положить в таз с кипятком, накрыть другим тазом и подождать несколько минут. А вот веник травяной достаточно просто окунуть в таз с горячей водой, он и так довольно мягкий. И хотя веник подготовлен, парильщик все равно должен наносить умеренные удары, а не стараться хлестать от души. Недаром банщика сравнивают с шаманом, который ведет церемонию.
“Перед парением очень важно настроиться – постараться почувствовать ту атмосферу, что сейчас в парной, постараться сонастроиться с человеком, которого вы хотите парить. Глубокий вдох, и с выдохом ты отпускаешь все тяжести, которые есть на твоей душе. Зачерпываем пар и начинаем опускать. Наша задача не навредить человеку, а прогреть его мягко и комфортно”, – сказал блогер Андрей Паровар.
Начинать удары необходимо от ступней, плавно передвигаясь по ногам к спине. После появления первых капель пота необходимо перевернуть человека на спину и повторить процедуру. Стараемся не доставлять никакого дискомфорта и не напрягать человека.
Сакральные свойства бани
Эксперты недавно сформулировали удивительную мысль. Баня – это не просто помещение для мытья тела, это философия, древняя культура, образ жизни, место для размышлений и даже для принятия важных решений. И кому, как не нам, рассуждать об этом.
Ничто не сравнится с настоящей русской банькой и традиционным купанием в снегу. И нигде в мире баню так не чтят, как на Руси. Это неотъемлемая часть русских традиций и культуры. Рассказы о русской бане встречаются в официальных письменных источниках уже с IX века.
“С увеличением числа собственных ванн у людей баня все больше приобретала тот же смысл, который был еще в Древней Греции – баня как место для релакса, баня как место для общения”, – сказала историк, писатель Екатерина Мишаненкова.
Заведя привычку париться в бане, человек замечает, что стал проще относиться к бытовым вещам и к сложным вопросам тоже. Психологическое состояние выравнивается. Недавно специалисты нашли объяснение этому банному эффекту.
“Баня создает особые условия для работы организма, и эти условия, будучи правильно воссозданными – с соблюдением всех принципов правильного парения, дают телу глубинную перезагрузку и воспоминания о своем изначальном генетическом потенциале”, – отметил автор оздоровительной системы Сергей Биленко.
Баня – это не только про мытье, это про открытость, общение, достижение договоренностей и большее понимание между людьми.
Целебные алтайские бани
Марку Рассказову говорить о правилах поведения в парной не нужно, так как однажды он неделю жил в бане. Приехав погостить к родственникам и друзьям на Алтай, Марк рассказал им о своих жалобах на здоровье.
“На тот момент я чувствовал себя не очень хорошо вследствие образа жизни и каких-то стрессов, у меня были проблемы с телом, зажимы. В некоторых местах и мышцах были болезненные ощущения. Тело, можно сказать, расстроилось, хотя я еще молодой человек в то время был”, – сказал режиссер Марк Рассказов.
Рассказов поведал, что собирается идти к врачу и ложиться на обследование, нужно только найти время, а его, как всегда, нет. Друзья предложили отложить визит, а вместо этого поехать в баню. Но в баню не простую – настоящую алтайскую парную. Ту, которая не для всех.
“Я поехал, ведь это был отдых, это был релакс. Горный Алтай, он прекрасен. Это дает не только такую психическую разгрузку, это вообще перезагружает человека”, – отметил Марк Рассказов.
Марк утверждает, что место это тайное. Массовым туристам доступа туда нет. Едут в такую баньку только свои. Все, что там можно и нужно делать, – это жить на природе и ходить в баню.
“Неделю прожил в бане, причем это были процедуры не только традиционные. Это было связано с разными какими-то мазями, настойками, которые я пил, которыми окутывался и которые использовались при парении”, – пояснил Марк Рассказов.
Марк начал интересоваться составами мазей у специалиста. Но быстро понял, что банщик не хочет об этом говорить. О составляющих мазей, настоек и обертываний он предпочитал молчать, словно это фамильный рецепт.
“Это секретные вещи, которые не разглашаются, так же как наши многие славянские ритуалы. Они же засекречены. И никто об этом не рассказывает. Есть тайны, которые скрываются не для того, чтобы люди не знали, были в неведении, а для того, чтобы не повредить самим этим вещам”, – сказал Марк Рассказов.
Так прошла неделя. Семь дней Рассказов мылся, парился, посещал массажный кабинет и пил настои. И в то, что произошло с его организмом, Марк не может поверить до сих пор.
“Мои телесные проблемы через три дня уже ушли, их просто не стало. И я как будто стал абсолютно молодым человеком. Все исчезло вместе с вопросами, которые меня беспокоили”, – отметил Марк Рассказов.
Но и это еще не все. За вечерними посиделками с банщиком Марку открылась суть русской бани. Наследник древних традиций утверждал, что баня – абсолютно сакральные технологии предков, и служат они не только для обретения физического здоровья.
Как на Руси использовали баню, кроме прямого ее назначения: от гаданий до проводов покойника
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Баня с древних времен была одной из обязательных построек во дворе традиционной русской деревни. При этом была она по-настоящему многоцелевой или универсальной. Кроме ее прямого назначения – мытья и парения, баня использовалась, как место для врачевания и отдыха, гадания и различных обрядов инициации: от родильных до поминальных и похоронных.
Мистическое место для колдовства и гаданий
С древних времен на Руси баня считалась местом, где сосредоточены все сверхъестественные силы. И все потому, что в этой постройке действительно почти магическим образом соединялись все известные природные стихии: земля, вода, воздух и огонь. Поэтому у славян баня была едва ли не родовым храмом – неким промежуточным местом между царством живых и миром духов.
Все эти поверья стали причиной того, что со времен седой древности баня на Руси частенько использовалась как место для хранения различных волшебных артефактов, средств и снадобий. А также совершения колдовских обрядов со всевозможными ворожениями и гаданиями. Особенно активно бани в таких целях использовали во время различных торжеств и праздников: по поверьям для обычных людей данные дни были неподобающими для похода в парные.
Таким образом именно это время как нельзя лучше подходило колдунам и ведьмакам. В такие дни они и проводили в бане все свои тайные обряды. Абсолютно не боясь, что кто-то может случайно войти и застать их за этим занятием. Позже в праздники для своих гаданий на суженого или на судьбу начали собираться молодые девушки и женщины. Кроме этого в русских банях нельзя было держать никакую религиозную утварь: иконы, кресты и Священные писания. Что добавляло этим постройкам потусторонней таинственности и мистицизма.
Баня, как лечебница
С древних времен большинство болезней на Руси лечили исконно народными средствами. Совсем неудивительно, что баня и была одним из таких средств. Причем не только популярным, но и едва ли не обязательным при некоторых заболеваниях. Если проводить некие аналогии, то русскую баню смело можно назвать эдакой народной “паро- и водолечебницей”.
Деревенские знахари и лекари приписывали своим пациентам баню не только при простудах и общей слабости. Большинство кожных болезней: прыщи и угревая сыпь, различные лишаи, себорея, чесотка, также лечились в парной. Это же касалось и всевозможных заболеваний суставов (радикулита, ревматизма или подагры).
Современная медицина согласна, что в некоторых случаях посещение бани может быть не только отличной профилактикой отдельных заболеваний, но и настоящим природным лекарством. А как общеукрепляющее средство, баня практически не имеет конкурентов.
Парная-родильная
В северных регионах России с древних времен роды принимались бабками-повитухами исключительно в банях. Ведь условия в парной как нельзя лучше подходили к этому процессу: баня хорошо удерживала тепло (а это было важно в суровых условиях Севера), всегда была под рукой горячая и теплая вода для того, чтобы вовремя обмыть новорожденного. А полумрак и отсутствие “лишних глаз” весьма благотворно влияли и на психоэмоциональное состояние матери с малышом.
Немаловажным фактором был и определенный мистический смысл самих родов. Ведь во многих поверьях появление человека на свет происходило в некоем месте, где мир людей пересекался с царством духов. Именно здесь новорожденный привыкал к новому измерению в течение нескольких дней. И только потом переходил в человеческий мир.
Естественно, для такого перехода младенцу нужен был “поводырь”, в роли которого, как правило, выступала бабка-повитуха. Это она на протяжении всего времени пребывания новорожденного на “стыке светов” всячески готовила ребенка к будущей жизни в мире людей: проводила различные колдовские обряды и манипуляции. Кроме того, повитуха могла договориться и с потусторонними силами о защите младенца от всего плохого. Делала она это через духа, живущего в парной – Банника.
Баня для умерших
Отождествление бани с местом, где проходит граница между мирами живых и мертвых, сделало ее в отдельных регионах Руси прообразом некого Родового храма. Кроме принятия родов в банях также проводили обряды ритуального омовения покойных. Например, карелы, а также жители Минской и Новгородской губерний, топили специальную “похоронную баню”, в которую с помощью скорбного плача как бы зазывали душу умершего попариться перед путешествием ее в мир мертвых.
Для упокоившейся души в бане обязательно заранее оставляли новый веник и небольшой кусочек мыла. В народе верили, что умерший может прийти в баню не сам, а со всеми покойными родственниками. Поэтому, распахнув двери, люди ждали несколько минут, как бы давая время всем покойным попариться. После баню обязательно принимали и живые родственники. По возвращению из кладбища все, кто участвовал в похоронной процессии, опять обязаны были посетить парную. Чтобы полностью очистить себя от возможных прикосновений духов умерших на кладбище.
Тайная кладовая и временное убежище
По причине того, что баня всегда была местом определенно таинственным и мистическим, к тому же не часто посещаемым – довольно нередко ее использовали для хранения ценных предметов. Случалось, что тайники организовывались в самых неожиданных местах: не только в стенах и полах бани, но даже в очаге под банными камнями.
Кроме этого деревенские знахари использовали бани для сушки и хранения целебных трав, цветов или кореньев. Довольно часто в предбанниках на жердочках или настенных вешалках рядом с банными вениками висели венки или пучки душистого разнотравья. Нередко деревенские “самогонщики” оставляли в баньках для дозревания пивную брагу.
В Сибири охотники часто сооружали прямо в тайге домики с небольшими пристройками и банями. Посетить такую постройку и воспользоваться оставленными в ней запасами пищи мог любой, кто оказывался в этом месте. Чаще всего это были сами же охотники – ведь в принципе, данная постройка и возводилась именно с этой целью. Однако нередко временными “жителями” подобных домов становились беглые ссыльные или каторжане.
И если поесть или пополнить запасы провизии перед предстоящей дорогой они могли в домике, то “перекантоваться” ночь-другую сбежавшие из-под стражи предпочитали именно в банях. Они, как правило, стояли всегда немного поодаль охотничьих домиков. Это значило, что преследователи или случайные путники сразу же пойдут в дом, дав тем самым беглецу время тихо уйти и скрыться в чаще.
В случае же обнаружения его в бане, преступник получал ощутимое фортификационное преимущество: толстые и плотные стены парной защищали скрывавшегося в ней от выстрелов. А небольшие окошка с успехом могли быть использованы в качестве оружейных бойниц для ведения ответного огня.
Таким образом русскую баню с полной уверенностью можно назвать самым многофункциональным строением. И если, согласно народной пословице, возведение дома начинается с уборной, то полноценность постройки всего домовладения на Руси определялась, скорее всего, наличием этого универсального сооружения – русской бани.
Банные обычаи россиян
Естественно, стены бани были закопченными до черноты, приходилось их обливать водой после топки и периодически мыть. Топить ее надо было умело, чтобы не угореть во время мытья. Позднее широкое распространение получила баня-каменка, внутри она была уже чистой, так как печь ставилась с трубой.
Для изготовления лавок и полок использовали липу, и меняли их едва ли не ежегодно. Перед праздниками пол, лавки специально обновляли, строгая рубанком, а стены скоблили, чтобы выглядела баня как новая. В предбаннике на полу раскладывали пахучее сено, которое покрывали простынями. К бане готовили квас с мятой, в нем распаривали веники, им поддавали жару — плескали на каменку.
Квас использовали как непременный напиток для бани, в старину было известно множество способов его приготовления. Его изготавливали на фруктах, ягодах, на меду, добавляли травы и пряности. Поскольку процесс посещения бани был длительным — парились долго — то кваса выпивали помногу. Существовал во многих губерниях обычай — съедать перед баней свежую редьку. При простуде человек ел репчатый лук, затем парился, натирался растертым хреном и пил квас.
Самыми распространенными дровами для бани были березовые, считалось, что они не только дают жар, но с ними в бане и хороший «дух».
В бане обычно делалось от 2 до 4 полок. Самая высокая полка, находившаяся под потолком, была наиболее жаркой. На полки, скамейки иногда настилали специальные подушки, которые набивали душистым сеном. Ароматизировали банное помещение также с помощью трав, которые раскладывали на полках. Летом использовались свежие мята, шалфей, душица и другие травы, зимой применяли ароматные растения в засушенном виде, а также лапник (ветки ели).
Наши предки знали о том, что ароматы целебных трав в условиях высокой температуры способны убивать микробы и бактерии, как в воздухе, так и на коже человека, оздоравливать верхние дыхательные пути. После бани в старину пили настои из той же мяты, малины, душицы, листьев черной смородины. Общественные бани на Руси появились еще в XI веке, известно, например, что епископ Ефрем в Переяславле устраивал бани в монастырях. Печорские монахи, которые бывали в Афоне, познакомившись там с греческими банями, стали основывать их на Руси. Постепенно парная баня стала обыденным и привычным явлением.
В XVIII веке некоторое распространение получили «бадерские» бани, их содержали иностранцы. Посещали их богатые люди по рекомендации докторов. Но эти бани особой популярности не приобрели, все их целебные свойства не могли сравниться с эффектом, который дает русская баня.
В Москве старейшие общественные бани находились возле Каменного моста, отсюда и их название — «каменные». Хотя они и были построены на самом деле из кирпича. А вообще-то бани обычно ставились деревянные. (При городских пожарах, которые периодически случались, общественные бани, как правило, сгорали). Не топили бани в праздники и базарные дни.
Во второй половине XIX века, по свидетельству В. Гиляровского, в Москве насчитывалось до 60 бань с высокой общей пропускной способностью. Так, в каждой бане накануне церковных праздников и по субботам заготовляли по 3 тысячи веников, везли которые сюда со всей округи. Прислуживали в банях мальчики, в задачу которых входило доводить веники до готовности — «для парки», а также разливать квас по бутылкам. А банщиками становились мужчины и женщины из трех подмосковных уездов, эта профессия передавалась из поколения в поколения.
Самой ответственной была работа у парильщика, работать которому приходилось в банные дни с раннего утра и до полуночи в условиях повышенной температуры. Причем, хозяин бани парильщику жалованье не платил, тот находился в полной зависимости от подачек клиентов, — довольные паром, они оставляли парильщику «на чай».
В русских общественных банях всегда оказывалось множество разных услуг. В «дворянских» банях в XIX веке можно было подстричься, побриться, срезать мозоль. Доктора ставили банки в лечебных целях. Здесь даже дергали больные зубы. Бани для простого народа становились в городах своеобразными поликлиниками.
Здесь лечили разные болезни и фельдшеры, и бабки-костоправы. Парильщики же выполняли то, что сейчас называют массажем, хотя такого слова тогда и не знали. Обычным делом были кровопускания, считалось, что они помогают от разных болезней. В женской бане старались применять различные средства для укрепления и роста волос, для придания белизны лицу.
Традиции общественной бани перенеслись и в XX век, а из него плавно перетекли в 3 тысячелетие. Можно с уверенностью сказать, что русский человек без бани просто жить не может. Уж на что в войну, на фронте, где и условий-то не было, кажется, никаких, и то устраивали баню.
Всегда считалось, что баня должна иметь в обязательном порядке три отделения: предбанник, мыльное отделение и парилку. В предбаннике (его же можно назвать и послебанником) человек раздевается, а затем отдыхает после бани, пьет квас и другие напитки. В мыльном отделении посетитель смывает с себя грязь, а в расположенной рядом парильне — парится.
Баня как важный атрибут жизни часто упоминается в поговорках и пословицах русского народа, в одной из них прямо говорится о том, что баня — это мать родная. Подразумевается, что после хорошей бани человек чувствует себя так, будто заново родился. Считалось на Руси, что каждую баню обязательно заселяет злой дух. Он только на время покидает ее в самый жар, когда баню истопят, а потом непременно возвращается.
Целебное воздействие русской бани
Давно известно, что Русская баня оказывает оздоровительное воздействие на организм. Мытье продолжительностью в пределах получаса ведет к росту красных кровяных телец на 12 процентов, увеличивается содержание в крови гемоглобина. Баня способствует улучшению обмена веществ в организме. Если перечислять все болезни, при которых помогает русская баня, то список получится внушительным. Очень полезно посещать баню при суставном ревматизме и подагре.
Она полезна больным, страдающим ожирением, золотухой, заболеваниями носа, горла и органов слуха. Хорошо баня лечит заболевания бронхов и легких. В бане рекомендуется париться тем, кто страдает застоями крови в печени, селезенке. Она помогает исцелять болезни кишечника. Помогает баня и больным с костными заболеваниями. И это еще не полный перечень болезней, бороться с которыми помогает русская баня!
Есть и некоторые противопоказания. Не следует посещать баню при пороках сердца, туберкулезе, эмфиземе легких. Следует избегать парной бани беременным женщинам, у которых отмечается угроза выкидыша.
Следует иметь в виду, что во время обильного потения происходит снижение пищеварительной силы желудочного сока. В старину не принято было идти в баню после приема пищи в течение 4 часов.
Надо отметить, что баня имеет бесценное значение для очищения организма от накапливаемых шлаков. Вредные вещества, которые копятся повседневно в ходе обмена веществ, успешно вымываются во время банной процедуры. Организм омолаживается, вот почему человек способен чувствовать себя словно вновь родившимся.
О пользе парной бани говорили многие древние врачи, философы, в частности, Авиценна и Гиппократ. Они отмечали оздоровительные и лечебные свойства бани, ее роль для увеличения продолжительности жизни. А из всех видов бани русская баня — едва ли не самая целебная!