Что означают узоры на советских коврах, которые мы рассматривали перед сном
Откуда взялись ковровые рисунки и каково их значение?
Основная масса советских людей приобретала ковровые изделия, которые поступали в продажу в магазины. За ними «охотились». Разбирались даже недорогие синтетические изделия. Достать в то время хоть какой-то вариант было достаточно проблематично. Но некоторым гражданам предоставлялись привилегии. В их распоряжении был даже специальный каталог. В нем можно было выбрать и заказать изделие, сделанное мастерами из советских республик вручную, а также приобрести ковер в других странах.
Выпустила каталог организация Внешпосылторг.
Делать здесь заказы можно было только за чеки (форма оплаты специалистам, которые работали за границей). В каталоге была опубликована внушительная подборка ковровых орнаментов, их наименование Указывалась и страна, где изделие произведено.
Таким образом, у наших соотечественников была возможность подобрать из Азербайджана ковры с такими названиями, как «Карабах», «Казах», «Куба». Если больше привлекали заграничные изделия, предоставлялась возможность приобрести изделие из ГДР или Болгарии.
Предлагались модели машинной и ручной работы, на выбор. Конечно, лишь немногие имели возможность порадовать себя такой покупкой. У простых советских граждан отсутствовал доступ к этому каталогу, поэтому они покупали то, что попадалось. Естественно, никто даже не задумывался, что там за рисунок, имеет ли он какое-то значение или нет. В каталоге же потребителям предлагалось маленькое описание, из которого можно было понять, откуда взялись именно эти рисунки и что они символизируют.
Например, если взять описание ковров, сотканных в Армении, то там сказано, что изделия «Иджеван» и «Ереван» созданы в результате тщательного изучения армянских традиционных миниатюр. Основным мотивом здесь выступает цветок лотоса. На лепестках растения изображались стилизованные стебли и бутоны, и даже животные.
По-другому дела обстояли с туркменскими ковровыми изделиями. Они украшались разными ромбами с интересным названием «гель». Делаем вывод, что все без исключения изображения являлись традиционными. Они не были придуманы дизайнерами в Советском Союзе. Единственное, что могло быть, это взятые за основу рисунки и орнаменты слегка дополнялись, обрабатывались и видоизменялись.
Национальные орнаменты лежали в основе не только ковров, сделанных вручную, но и машинных моделей. Поэтому «послание» получали даже те советские граждане, у которых был ненатуральный, искусственный вариант.
Существовали и другие рисунки со своим скрытым смыслом, активно используемые в коврах времен СССР. Нередко по центру размещался так называемый «медальон», символизирующий солнце.
Это интересно! Кстати, мотив с самого начала был иранским. В Советском Союзе его просто взяли, как и многие другие, на вооружение.
Но и это далеко не все. На изделиях можно было наблюдать линии, не имеющие начала и конца, которые завивались во все стороны. У них тоже есть свое название – «эслим». Этот мотив является достоянием персов. Кроме того, и строгая геометрия тоже обозначала несколько «завуалированных» живых существ и растения. Поэтому, когда советские люди, долго вглядываясь в изделие, видели там удивительных животных, птиц, цветы, это вовсе не было плодом их фантазии. Скорее всего, они действительно там были.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Статус или необходимость: в чем секрет популярности ковров в СССР
До середины XX века ковры в СССР считались предметом роскоши и были доступны не всем. Обычные семьи вешали на стены тонкие гобелены, например с оленями, или дешевые картины на клеенке — вроде «русалок», которыми торговал герой Георгия Вицина в фильме «Операция «Ы».
Эпоха ковров началась в 1960-е годы — они стали обязательной частью быта советской семьи. Для этого было несколько причин.
«Дырку на обоях загораживает»
Обои в СССР были дефицитом, поэтому ковер защищал их от повреждений или закрывал пятна и дыры. Кроме того, если на одну стену повесить ковер, а к другой придвинуть мебельную стенку — можно было десятилетиями экономить на покупке обоев. Ковры вешали практически раз и навсегда, поскольку это требовало специальной технологии. В стену ввинчивали деревянные дюбели или отдельно прикручивали деревянную балку, в которую были вбиты гвозди. Сзади к ковру пришивали металлические кольца и вешали на гвозди.
«Вешайте коврики на сырую штукатурку!»
В большинстве домов советской эпохи, от хрущевок до панельных многоэтажек, стены были тонкими и промерзали, особенно в угловых квартирах. Ковры спасали одновременно от шума, холода и сырости. Чаще всего их вешали так, чтобы нижний край был между стеной и кроватью: это защищало от соприкосновения с холодным бетоном и помогало сохранить тепло. Советские семьи со средним достатком покупали ковры машинной выработки, которые можно было приобрести относительно свободно и недорого.
«Такой же, но с перламутровыми пуговицами»
Настоящей ценностью считались ковры ручной работы. Их доставали через знакомых «по блату» или получали по очереди. Такие ковры ткали в южных республиках: Туркмении, Азербайджане, Армении. Их цена начиналась от 150 руб. и могла доходить до 800 руб. при средней зарплате 130 рублей в 1970–1980-е годы.
Дефицитные ковры дарили на значимые события — например, на свадьбу, новоселье или рождение ребенка. Добытой или полученной в подарок драгоценностью гордились и вешали на видное место как произведение искусства и украшение интерьера. Ковры ручной работы считались выгодной инвестицией и передавались по наследству.
По фотографиям советской эпохи видно, что ковры стелили и на пол. Обычно на стену вешали новое, более дорогое или нарядное изделие, а на пол клали что-то попроще. За всеми коврами тщательно ухаживали. Помимо пылесоса и влажной уборки губкой или веником, зимой, раз в сезон, их чистили во дворе снегом, а летом — выбивали.
Закат и триумфальное возвращение
В 2000-е годы ковры из символа достатка стали признаком дурного вкуса. В соцсетях пользователи обсуждали фотографии знаменитостей на фоне ковров или обменивались собственными фото, устраивая флешмобы. Большинство людей от «пылесборников» избавилось — ковры сохранились лишь в «бабушкиных» квартирах, где несколько десятилетий не было ремонта.
Если вы обладатель дорогого или оригинального шерстяного ковра с узорами — не спешите его продавать или выкидывать. Мода на ковры и половики возвращается по всему миру. Британский дизайнер по интерьерам Джессика Дойл рассуждает о том, как приятно возвращаться в уютный теплый дом с деревянным полом и коврами, когда на улице непогода. Если деревянный пол давно вернул популярность и прочно ее удерживает, то для ковров, по мнению дизайнера, это был вопрос времени.
Креативный директор английской компании Alternative Flooring Лорна Хай настаивает на том, что узорчатые ковры снова в моде: они отлично вписываются в представления о семейном уюте, сделаны из натуральной шерсти, а значит, их легко чистить, они практичны и незаменимы в доме.
Куда отдать старый ковер — приюты, фестивали и выставки
Обычный «ширпотребный» ковер советских времен вряд ли пригодится в современной квартире. В крайнем случае кусочки ковра можно подложить под шаткую мебель или грохочущую стиральную машину. Но чаще их выносят на помойку, стелют в подъезд или вывозят на дачу. Можно воспользоваться акциями в магазинах и сдать старый ковер в счет покупки нового или обратиться в сервисы вывоза ненужных вещей.
Есть и другие варианты. В коврах нуждаются приюты для животных, где из них делают лежанки, игрушки и когтеточки для оставшихся без хозяев собак и кошек. Их могут забрать фотостудии, художники, организаторы фестивалей опен-эйр или выставок современного искусства и экспонатов советской эпохи. Достаточно разместить пост в соцсетях или на сайтах продажи/обмена/передачи в дар вещей.
Небольшие шерстяные коврики подойдут для рукоделия — из них получаются аппликации на сумки, мягкие игрушки и другие изделия в популярном сейчас тренде хендмейд.
Ковёр на стене. Обязательный атрибут советской квартиры
Шикарная колекция ковров в домах советских граждан.
«Не только красиво, но и тепло» – наверняка, каждый слышал эту фразу хотя бы раз в жизни. Фотография Эммануила Евзерихина «Агния Барто – любимая поэтесса советских пионеров», 1950-е.
Если вы родились в СССР или на постсоветском пространстве, в вашем семейном альбоме, скорее всего, есть фотография с ковром на стене. Фотография Владимира Карлова «Александр Иванович и Тамара Андреевна Карловы с внучкой Анютой», 1995 год, Москва.
Сама традиция, по одной версии, «приехала» в царскую Россию с купцами с Востока. Фотография Макса Альперта «Поэт-акын Джамбул Джабаев с переводчиком», 1930-е.
А по другой – с Запада, ведь в европейских замках на стенах часто висели гобелены. Фотография «Шерер, Набгольц и Кº» «Усадьба Останкино. Малиновая прихожая», 1860–1870 годы, Московская губерния.
Ковры всегда считались «статусными» вещами: чем богаче хозяин, тем больше ковров. Фотография Дмитрия Ермакова «Продавец ковров и покупатели», 1900-е, Тифлисская губерния.
Их бережно хранили, вешали на самые видные места, дарили на праздники и передавали по наследству. Фотография Николая Болотина «Молодожены на свадьбе», 10 июня 1988 года, Днепродзержинск.
Ковры не только украшали интерьер, но и служили неплохим утеплителем во время «долгих зимних вечеров». Фотография Марка Маркова-Гринберга «Виртуоз Эмиль Гилельс», 1939 год.
В 1920-х государство выкупало привозные ковры у населения на экспорт, чтобы получить валюту. Фотография Владислава Микоши «Семья обермастера Паукова», 1937 год, Магнитогорск.
Ковры на стенах в советских квартирах использовали не только для красоты и уюта. Фотография Ю. Будакова «Семья животновода Бавду Ховалыча», 1955 год, Тувинская АО, колхоз «Искра».
Зачастую они помогли сэкономить на ремонте. Фотография Евгения Халдея «Татьяна Сумарокова, штурман 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии», 1948–1950 годы.
Застройщик плохо выровнял стены – вешаем ковер. Фотография Григория Сухарева «Сейчас споем», 1953–1956 годы, Тикси.
Если повесить на стену большой красивый ковер, не придется доставать «дефицитные» обои. Фотография Семена Мишина-Моргенштерна «Николай Рыбников и Алла Ларионова с ребенком дома», 1957 год, Москва.
Если же с обоями что-то произошло, отличным решением будет вместо ремонта украсить испорченный кусок стены «персидским» ковром. Фотография Владимира Куликова «Владимир Карлов и Ольга Клименко», 1981 год, Минск.
Но и сами ковры попадали в категорию «эксклюзивных» товаров.
Хороший большой ковер мог стоить около полутора тысяч рублей при средней зарплате в 120. Фотография Всеволода Тарасевича «Мама убирается в комнате», 1956 год, Волжский.
При этом, чтобы купить ковер, нужно было отстоять огромную очередь. Фотография Валентина Хухлаева «Ковры из Болгарии», 8 апреля 1961 года, Москва.
В «картонных» хрущевках ковры защищали от шумных соседей. Фотография Всеволода Тарасевича «Без названия», 1969–1974 годы.
И скрывали личные разговоры от «стенных ушей» и вездесущих соседей. Фотография неизвестного автора «Ирина Корсунская, Софья Каллистратова, Мария Слепак, Юрий Гастев», 1980-е.
В СССР было множество ковроткацких фабрик, говорят, что в 1980-х было выпущено по одному ковру на каждого жителя СССР. Фотография Юрия Садовникова «Из серии «Ковровая фабрика»», 1977 год, Дербент.
По данным Госкомстата СССР, в 1985 году страна произвела 108 500 000 квадратных метров ковров. Фотография Владимира Карлова «Аня Карлова с игрушками», 1985 год, Минск.
Конечно, сейчас ковры на стенах выглядят как пережиток прошлого, но они, несомненно, навевают теплые воспоминания о юности и детстве. Фотография неизвестного автора «Светлана Макарчук с сыном Володей», 1980 год, Севастополь.
5 неожиданных причин, по которым советские люди вешали на стены ковры
В каждой семье есть фотоальбомы, где вложены снимки старшего поколения на фоне ковра. В советском интерьере было несколько главных атрибутов декора, это хрустальная посуда в серванте, вазочки из цветного стекла, керамические фигуры зайчиков и слоников. Главным же украшением дома был ковер на стене. Сейчас многие называют его пылесборником, но никто не откажется от того, что вид советского ковра вызывает теплое чувство ностальгии. Так зачем наши предки вешали его на стену, а не клали на пол?
Показать материальный достаток
Во времена всеобщего дефицита купить ковер было сложно не только по причине малого ассортимента, но и потому, что стоил он дорого. На приобретение ценной вещи семья копила месяцами. Ковры изготавливались из настоящей шерсти и служили десятилетиями. Синтетика тогда была не в почете, да и массовые изделия из химического волокна появились чуть позже. Плотное тканое изделие украшало центральную комнату, а у особо состоятельных могло быть и в других помещениях. Восточные узоры привлекали взор и говорили о достатке в семье.
В деревнях дома отапливались печами, а в городах — центральным отоплением. И в том, и в другом случае важно было это тепло сохранить. В селах чем медленнее охлаждалась стена, тем меньше надо было использовать дров, а в мегаполисах просто пытались сделать зимнюю квартиру теплее. Как известно, пластиковых окон не было, а через деревянные створки в многоэтажках проходил сквозняк. Старшее поколение помнит, как заклеивали окна с помощью клейстера из муки или крахмала и кассовой ленты. Так вот плотное шерстяное изделие помогало «запастись» теплом в квартире.
фото: Rossella De Berti / E+ / Getty Images
Использовать как звукоизоляцию
Хотите вы это признавать или нет, но раньше в квартирах было достаточно шумно. Толстые стены домов-сталинок еще хоть как-то задерживали звук, а вот хрущевки позволяли слушать соседей как через картонку. Это сейчас можно защитить стены звукопоглощающими материалами, мембранами, панелями, а в советское время это делали с помощью… Правильно — ковров. Хочешь, чтобы бабульки на скамейках не обсуждали твою личную жизнь, происходящую за стеной, вешай плотный ковер. Хотя куда без бабушек-сплетниц в те времена.
Предохранить обои от загрязнения
Ковер, как правило, вешался за диваном, кроватью или креслами. Ремонт в СССР делался реже, чем сейчас. Таких удобных материалов для поклейки обоев не было. Шпаклевку и грунтовку заменяли самодельный клей из муки и газеты, на них и клеили бумажные (не виниловые и флизелиновые) обои. Они быстро пачкались и часто отклеивались по углам. Для аккуратности в доме ковер был просто необходим. Он защищал обои от пятен и придавал дому ухоженный вид.
Закрывали неровности стен
В деревнях стены не были такими ровными, как сейчас. Их штукатурили глиной, а потом белили мелом. Для главной стены нужно было покрытие, которое скроет недостатки ремонта. В квартирах ковром закрывали выгоревшие участки обоев или видные над кроватью засаленные фрагменты стен. Порой было проще повесить ковер, чем сделать во всей комнате косметический ремонт. Нас это сейчас может удивить, но для наших предков, выросших в советские времена, это было вполне логично.
В современном интерьере на стены вешают картины и панно, но ковер также вполне допустим. Он сейчас имеет невообразимое количество вариантов по качеству материала, форме, рисунку. Его не только вешают на стену, но кладут на диван, иногда обивают всю стену. В дизайне дома тканое изделие может сыграть ключевую роль, и оно используются в разных стилях: прованс, ренесанс, барокко, ар-деко, лофт или модерн. Посмотрим, как это делают сейчас.
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
Для чего на самом деле нужны были ковры в квартирах в Советском Союзе
Сегодня наличие ковра в квартире кажется чем-то устаревшим и нелепым. Современные фотографии на фоне этого предмета стали поводом для шуток. Однако, в Советском Союзе у каждой уважающей себя семьи был хотя бы один ковер.
Он выполнял следующие функции.
Показатель статуса
До середины 20 века ковры считались предметом роскоши и были в большом дефиците. По наличию ковровых изделий в доме судили о статусе семейства. Зажиточные, высокопоставленные граждане непременно должны были обладать этим украшением интерьера. И чем их в доме было больше, тем лучше.
Рядовые семьи довольствовались тонкими ворсистыми гобеленами с оленями и лебедями. Экземпляры ручной работы, которые ткались в южных республиках СССР, стоили во много раз дороже средней зарплаты. Их могла себе позволить только советская элита. Владельцы такого произведения искусства гордились своей собственностью.
Ценились и импортные изделия. За ними во второй половине прошлого столетия выстаивали большие очереди, доставали по знакомству, покупали у спекулянтов-перекупщиков.
На втором месте по показателю статусности находились фабричные ковры из натуральной шерсти. Мамы и бабушки говорили, что таким коврам сносу нет. Так оно и было. Некоторые экземпляры дожили до наших дней и украшают стены пожилых людей.
Ковер был обязательным элементом в приданом невесты. Нельзя было допустить, чтобы молодая семья въехала в квартиру, не имея ковра, который можно было бы повесить на стену или постелить на пол. Голые стены расценивались как признак неблагополучности. Те, кто не мог себе позволить шерстяное покрытие, довольствовались искусственным, а на пол стелили ковровые дорожки. Они были дешевле.
За изделиями тщательно ухаживали. Их не только регулярно пылесосили, но и выколачивали на улице специальными выбивалками. Часто округу оглашали характерные хлопки. Зимой хозяйки выносили ковры на двор, набрасывали на них свежий снег и сметали веником. Такая снежная чистка придавала ковру чистоту и свежесть.
Звукоизоляция
В советское время было много коммунальных квартир. А в новостройках стены были тонкие, было слышно каждое слово, сказанное соседями. А уж если те затевали ремонт или их ребенок учился в музыкальной школе, шум был попросту невыносим.
Настенные ковры выполняли функцию звукоизоляции. Причем те, кто впоследствии снимал ковер, отмечали, что слышимость на самом деле сильно увеличивалась.
Чаще всего их вешали над кроватями, чтобы шум не мешал во время сна. Благодаря ворсистой структуре посторонние звуки приглушались.
Безопасность детей
Маленьких детей высаживали на пол, чтобы они могли ползать, учились ходить. Для защиты от травм во время падения стелили толстый ковер. Родители могли быть спокойны – если ребенок и упадет, то не расшибется и не получит ссадину, мягкое покрытие смягчит падение.
Кроме того, ковер защищал детей на полу от холода. Популярный в те годы линолеум стелили на бетонный пол. Ребенок мог переохладиться и заболеть.
Скрыть несовершенства стен
Ковры часто использовались, чтобы скрыть дефекты на стене. Обои в ту эпоху были дефицитом. Их доставали с большим трудом, не всегда можно было купить нужное количество. Иногда обоями оклеивали только свободные от габаритной мебели и ковров места. За шкафами и под коврами обоев не было.
Если же на обоях или на побеленной стене появлялось повреждение, например, дырка, царапина или их изрисовал ребенок, это место также маскировалось ковром.
Дополнительное утепление
Во времена СССР стены домов промерзали зимой. Чрезвычайно холодно было в угловых квартирах. Спать на кровати, примыкающей к такой стене, было некомфортно — так и веяло холодом.
Чтобы утеплить помещение, использовались ковры. Их вешали таким образом, чтобы нижний край опускался за матрас. Создавался барьер, кровать была изолирована от ледяной стены.
Покрытие на полу также защищало от холода. Тем более, если квартира была на первом этаже.
В наше время ковры на стенах и полу сохранились, разве что у пожилых людей. Они полагают, что так жилище выглядит уютней и теплей. Многие старики видят в коврах символ былой жизни, когда они сами были молоды. Поэтому не спешат снимать их и выбрасывать.
Возможно, они правы, учитывая, что некоторые дизайнеры пророчат скорое возрождение моды на ковры. Если это произойдет, может быть, ковер будет служить украшением интерьера или выполнять иные функции.
uCrazy.ru
- Войти через Соц.сети
- Регистрация
- Забыли пароль?
Навигация
- 3D игры
- Фотоприколы
- Фотоподборки
- Гифки
- Демотиваторы
- Видео
- Знаменитости
- Интересное
- Фильмы и трейлеры
- Анекдоты и истории
- Хайтек
- Авто / Мото
- Спорт
- Музыка
- Флеш игры и ролики
- Всячина
- Животные
- В хорошие руки
- Жесть
- Девушки
- Конкурс
- Новости сайта
- On-Line Игры
- Реклама на сайте
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
- Откровенные фото женщин за.
- Гифки
- Гифки
- Картинки и мемы для настро.
- Всякое
- Весёлые
- Большая подборка секси мод.
- Гифки
- Так себе картинки
- Картинки разные
- Просто гифки
- Гифки
- Всяческие картинки
- Так себе картинки
- Картинки
- Бредзона
- Весёлые
- Так себе картинки
- Картинки и мемы для настро.
- Гифки
- Есть еще лучше!
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Ковёр в СССР
«Его ворсейшейство»- ковёр.
Ковёр был главным украшением и атрибутом дома советского человека. Это сейчас, если в доме есть ковёр, то он на полу, а тогда он был и на полу и висел на стене, и даже вешали ковры по несколько штук в одной комнате.
Для чего их вешали на стены?
Ну, во- первых советский человек не так часто делал ремонт, а обои довольно быстро приходили в негодность, да и просто надоедали. В таком случае, разнообразить интерьер можно было именно с помощью ковра. Он закрывал добротную часть стены и радовал глаз.
К тому же обои были далеко не в каждом доме, была и известь на стенах, которая пачкала, если к ней ненароком прикоснуться, вот ещё одна причина ковров на стенах.
Во- вторых, такой настенный ковёр обладал шумоизоляцией. Люди, живущие в хрущёвках, это особо ценили.
Так же ковёр использовался для утепления стен. Его часто вешали над спальным местом. Бывало, что ковёр со временем из настенного превращался в напольный.
Был ли ковёр символом успеха и благополучия? Скорее ковёр был дань модному течению, стоил ковёр дорого, но не являлся показателем достатка. Любой человек мог скопить денег и повешать на стену такое чудо.
Ковры выпускались массово, машинным способом, что способствовало недорогой себестоимости, в отличие от ковров, сотканных ручным способом. Конечно, оригинальностью и разнообразием такое производство не назовёшь, в основном у всех было всё одинаковое.
Ковры были и синтетические и шерстяные, последние ценились больше. Особенно если это дефицитный ковёр, с каким- нибудь редким рисунком.
За коврами и паласами, которые стелились на пол, ухаживали, их подметали, и прохлапывали. За настенными же коврами такого тщательного ухода не было, хотя они так же впитывали в себя пыли и запахи.
Вытряхивание или выхлапывание ковра это был целый ритуал!
Как только выпадал снег, во двор выносились коврики и ковры, скрученные в трубочку. Ковёр вешали на турники или специальные штуки, предназначенные именно для ковров, и от всей души хлопали пластмассовой хлопушкой.
На ковёр накидывался снег и счищался веником. В общем, ковры с приходом снега чистились основательно. Летом их, конечно. Тоже выбивали, но почему то запомнилось именно зимнее время года.
Иметь или не иметь ковёр дома, личное дело каждого. Те, кто считают ковры пережитком прошлого, ошибаются. Даже ковры со времён СССР можно успешно вписать в современный интерьер.
Пример ковра из СССР в современном интерьере:
Без ковра и квартира не та. Какую роль в жизни советского человека играл ковёр
«Белгородская правда» продолжает рассказывать о предметах интерьера, которые были символом достатка во времена СССР
Долгое время ковры были не в каждой советской квартире, они считались не только украшением, но и признаком приличного уровня жизни. Ковры – особенно дорогие – холили и лелеяли, а уж как берегли! «Нас много, а ковёр один. Сойдите с ковра», – фраза из кинокомедии «Суета сует», которую произносит регистраторша брака в загсе, тому подтверждение.
Уверена, эти слова не придумка сценариста, а взяты из жизни. Со мной была похожая история.
На фоне карты полушарий
Как‑то пришла в гости к школьной подружке (наверное, в 1980 году). Дом богатый, буквально утопающий в коврах. Они даже стояли по углам, свёрнутые в рулоны, этикетками наружу. Это было приданое старших сёстер на свадьбу. Красные дорожки в коридорах вели в комнаты, где над кроватями расползались мелкие затейливые узоры, которые можно было рассматривать бесконечно, а холодный пол закрывали винного цвета коврики поменьше.
«Брысь с ковра», – услышала недовольный голос подружки.
Я спрыгнула на пол. Там, где только что стояла, как на мокром песке, глубоко, по щиколотку, отпечатались мои следы. Подружка взяла щётку, разровняла их и сообщила, что никто в семье не топчется по этому ковру. Если надо подойти к окну или стенке, обходят кругом.
«Это персидский! Знаешь, сколько стоит?» – её вопрос уже был ответом.
Многие мои одноклассники тогда жили в квартирах с пёстрыми домоткаными половичками и ковриками, которые вязали бабушки. Ковры были далеко не у всех. Их надо было доставать, так же как мебельные стенки, хрусталь, сантехнику, книги.
У нас в доме настоящие ковры появились много позже. Помню небольшое плюшевое полотно, висевшее над моей детской кроваткой. Каждый вечер я водила пальцем по рогам и мордочке красивого оленя, который вышел из леса к сказочному озеру. В полусне мерещились Красная Шапочка, Иван-царевич и Колобок.
Вторым «ковром» была огромная физическая карта мира с полушариями, которая висела в зале, как тогда говорили. Многие семейные фотографии сделаны на её фоне. Это было время, когда родители мечтали о ковре и не могли себе его позволить. Достали примерно в 1970-м.
Шерстяная валюта
Дефицитные ковры считались признаком достатка и благополучия, предметом особой гордости. Их передавали по наследству, дарили на свадьбу, рождение ребёнка, юбилеи, новоселье. Коврами давали взятку, например за школьную золотую медаль или поступление в вуз, рассчитывались за какую‑нибудь услугу или меняли на что‑нибудь. Этакая советская шерстяная валюта.
Впервые приобретая такую вещь, мало кто думал о практичности ковров. Счастливых обладателей прежде всего заботили престиж и красота дома, то, как преобразится квартира и как будут завидовать соседи.
Мода вешать ковёр на стену была вынужденной необходимостью: так он не только создавал уют, но и лучше сохранялся, гасил звуки из соседней квартиры и сберегал тепло.
Сосед с дрелью
Для подвешивания ковра выбирался день – всё было непросто. Покупали специальные металлические кольца, которые пришивались самостоятельно вручную крепкими нитками. Приглашали соседа с дрелью, если дома таковой не оказывалось, или хозяин одалживал её на время у друзей. Под потолок к стене приколачивали деревянную рейку на ширину ковра. В деревяшку вбивали гвозди по количеству колец, на которые подвешивали ковёр.
Часто под тяжестью ковра петли не выдерживали и рвались. Снимать, а потом вешать обратно было лень. Проблема решалась кардинально – в этом месте ковёр просто прибивали к рейке. Нередко оторвавшийся край оставался висеть навсегда.
Чистка – трудновыполнимая задача. В основном это проделывали с коврами, которые лежали на полу. Вначале следовало вытянуть ковёр из‑под мебели, требовалась мужская сила, чтобы её поднять. Затем вдвоём вынести на улицу и умудриться закинуть на турник. Выбить ковёр, не наглотавшись пыли, было нереально. Опытные хозяйки брались за чистку, когда ложился снег. Ковёр клали лицевой стороной вниз, хорошенько колошматили пластмассовой выбивалкой, потом закидывали снегом и сметали веником.
Когда стали жить немного лучше и в магазинах появился выбор, советские люди, что называется, дорвались.
Много видела одетых в ковры квартир. На одной стене могло висеть сразу два и разных по рисунку, они лежали на полу, диванах, креслах, кроватях, балконах, лестничных клетках, в машинах.
Из Узбекистана с любовью
Изготавливали ковры в братских советских республиках с развитым овцеводством, хлопководством и шелководством – Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Дагестане, Азербайджане. Порой из туристических поездок с восточных базаров привозили настоящее произведение искусства.
Очень ценились ковры из шерсти ручной работы, такие стоили дорого. Подешевле были ковры машинной вязки, доступными считались синтетические. Самый популярный размер – 2 на 3 метра.
«Я бы никогда не решилась его купить, он стоил безумных денег – 1 200 рублей. Моя северная зарплата, на которую жили втроём с детьми, – 400 рублей. Это был 1983 год. Из‑за высокой стоимости ковёр никто не брал. Все записывались на те, что подешевле, занимали с вечера очередь, – рассказывает Татьяна Егорова из Белгорода. – И вдруг узнаю, что магазин начал продавать дорогие ковры в кредит сроком на год без первоначального взноса. Приятельница говорит: «Ковер индийский, ручной работы. Не пожалеешь». Я принесла с работы справку о зарплате и в тот же день ушла с ковром. Он до сих пор у меня, выглядит как новенький».
С потёртостями лучше
В 2000-е, когда по квартирам застучал евроремонт, коврам объявили войну. Некогда символ благополучия стал признаком не лучшего вкуса. «Пылесборники» полетели на свалку. Сохранялись они у стариков, которым дорога память: «Дети учились ползать на нём».
Ну а сегодня многие европейские дизайнеры бегают по блошиным рынкам, антикварным лавкам, выискивая оригинальные пожившие ковры. С потёртостями даже лучше! Так что не спешите продавать их или выкидывать.